Психологическое бесплодие. Эксперимент «психосоматика»

Психологическое бесплодие. Эксперимент «психосоматика»

Психологическое бесплодие. Эксперимент "психосоматика"

Анастасия Лобазова


Когда люди слышат выражение «психологическое бесплодие», в голове чаще всего рисуется образ облегчающий суть ситуации. Одно дело когда есть какая-то патология у мужчины или женщины — ее нужно искать, лечить, ждать результат, подбирать и пробовать что-то снова (и не дай Бог узнать, что патология неизлечима). А «психологическое» это как бы просто — твои неправильные мысли или установки, которые нужно изменить и все станет на свои места. Однако такое понимание вопроса чаще приводит к разочарованию, чем реальному результату. Особенно сложным этот путь становится для наших девушек, которые уехали за границу. Потому что получив максимум современной медицины «лечения по протоколу», но так и не став матерью, им остается или смириться или искать различные альтернативные и экспериментальные методы.
«Психосоматика» в данном случае действительно становится ничем иным как экспериментом. Поскольку прежде, чем получить желаемое, мы сможем сломать ни одно копье.
Если раньше мы ничего не знали о психосоматике, то фильтровать информацию будет конечно сложнее, а первое что подскажет нам интернет так или иначе сведется к «метафизике» — своеобразной эзотерической трактовке симптома. Нам скажут, что причиной такого состояния скорее всего является страх (!?) и сопротивление каким-либо внутриродовым связям, отсутствие доверия миру и естественным процессам и пр.. Соответственно мы начнем усилено медитировать и повторять утверждающие аффирмации о своей готовности, открытости, доверию и принятию. Извечный вопрос «станет ли слаще во рту, если все время говорить о халве»? Иногда станет. Если отбросить элемент необъяснимого эффекта плацебо, на практике нередко бывают такие случаи, которые мы называем «ситуативной» психосоматикой.
Впервые столкнувшись с тем, что беременность не наступила, будущая мама начинает переживать (читай тревожиться). Тогда организм входит в состояние ожидания войны. Начинаются обследования, не всегда приятные манипуляции, финансовые затраты, предчувствие негатива, как результат — общая тревожность нарастает (с каждой неудачной попыткой тревоги становится больше и больше). Неизбежно изменяется гормональный фон, появляется общее напряжение всех систем, иммунитет начинает активно реагировать на все необычные и новые процессы и т.д.. Даже после того как становится известно что оба партнера здоровы и могут иметь детей, этот коктейль не рассосется сразу. Тогда время и йога или медитация, любой метод релаксации и вернувшаяся уверенность в себе творят «чудо» и можно считать что эксперимент удался. Тревога отступает и простимулированный организм дает результат. Но в реальной практике девушек с подобными проблемами единицы. Другим же не остается ничего иного как экспериментировать дальше.
Чем больше мы будем узнавать и понимать, тем скорее мы дойдем до того, что если психологическая составляющая и есть в нашей проблеме, то вряд ли она лежит на поверхности и одним из наиболее эффективных экспериментов дальше можно считать работу с психологом. Здесь нет никакой мистики. Пока мы не столкнулись с проблемой бесплодия, мы особенно никогда не задумывались о своем отношении к ряду сторон материнства. Но психолог задает конкретные вопросы и ловко минует защитные механизмы нашей психики, что позволяет обналичить ряд психологических конфликтов-нестыковок на которые у нас нет возможности ответить однозначно. Неосознанно мы сомневаемся и выбираем, а наш организм также берет репродуктивную паузу. Гинекологам хорошо известно такое явление на фоне сильного стресса, когда прекращаются менструации и в заданный период женщина не может иметь детей. Психологам больше доводится работать со стрессом хроническим, когда проблема не особо острая, но постоянная. Так организм привыкает ее игнорировать и вроде бы работает на все сто, в то время как часть функций остается подавленной, что и приводит к психологическому бесплодию. «Вроде бы все хорошо, но чего-то постоянно чуть-чуть не хватает».
Ситуации которые не явно истощают наш ресурс могут быть разными.
Иногда мы боимся самих родов — психолог рассказывает о «могуществе» женской физиологии на всех этапах материнства или помогает разобраться в конкретных опасениях будущей мамы и страх отступает (это не дань времени, поверьте, многие сверстницы моего 10 летнего сына уверены, что роды это зло, а ребенок мучения).
Мы боимся что с малышом будет что-то не так — но все страхи развеиваются, когда их обналичивают и в обсуждении находятся варианты разрешения конкретной ситуации.
Если наша память держит какую-то травматическую историю связанную с беременностью, родами или детьми —  у психолога есть ряд методов, чтобы обсуждая «это» наше отношение к ситуации менялось.
Мы удивляемся, когда причина связывается с отношением к нашему телу, потенциальной потере привлекательности и к нашему восприятию себя, но и здесь психолог дает обратную связь, что помогает расставить приоритеты и получить необходимое.
Мы обсуждаем и находим ресурсы, когда выясняется, что беременность блокируется страхом несостоятельности как материальной, так и психологической.
Мы взвешиваем за и против, когда на поверхность всплывает проблема личных границ, необходимости «терять себя», работу, быть социально изолированной — находим компромиссы и техники самовосстановления и т.д..
Нередко бывает так, что в какой-то момент мы усомнились в том, тот ли мужчинанаходится с нами рядом. Мысль неприятную прогнали, а «осадочек» остался, продолжая плодить сомнения неосознанно в каждом новом слове, жесте и поведении мозг все больше ищет подвох — это также доступно для анализа и то ли проработки реальных нестыковок, то ли отпускания иллюзий.
Вобщем так или иначе, если наш контакт с психологом состоится достаточно высока вероятность того, что через год — полтора ситуация разрешится положительным образом. Однако важно отметить и то, что такая работа не всегда приносит результат. Как уже отмечалось, психосоматика это не магия, где за одной неверной мыслью стоит другая верная. Психосоматическая дисфункция зачастую появляется там, где мы не можем сделать выбор в пользу одного верного решения. На самом деле в психотерапии психологического бесплодия нередко бывают как бы тупиковые ситуации. Их сложно объединить в какую-то из классификаций, потому что все они индивидуальны, но несколько примеров  я приведу.
Обратите внимание, все что было описано выше — это вполне реальные и объективные переживания по поводу рождения ребенка. Страх боли, страх не справиться и потерять, страх качественных изменений, страх перехода на новую ступеньку и поворота всей жизни вспять, страх ответственности и беспомощности — это абсолютно естественно. Когда мы проговариваем это с психологом, он помогает увидеть новую информацию, пути решения, понять себя и найти личный ресурс и пр.. Неосознанно будущая мама понимает что знаний и опыта гораздо больше чем можно было представить, вопросы решаемы, она не одна, она справится, ей всегда помогут, она приобретет и т.д. Это помогает отпустить ситуацию.
Однако представьте себе обстоятельства, когда у женщины нет подобных переживаний. Возможно она даже уже работала с психологом — абсолютна готова, уверена в себе, партнере, в своем теле и в своем деле, не имеет «никакого» травматического опыта… Но ребенка по прежнему нет и даже ЭКО не эффективны (при том, что видимых патологий по прежнему не наблюдается). И вот экспериментальным путем мы доходим до того, что работать здесь нужно было не с бесплодием, а с самой личностью. Мировоззрение и принципы, отношения с другими людьми, черты характера и жизненые сценарии — все это стало причиной того, что мы встретились и в такой работе целью мы ставим не рождение малыша, а качественные изменения, и без психотерапии здесь уже не обойтись.
Иногда характер и с ним отмеченное приводит к тому, что зачатие превращается в самоцель. Женщину задевает не столько факт отсутствия ребенка в ее комфортной жизни, сколько факт того, что она «не смогла», что причина в ней. Йога для зачатия, релаксационный комплекс, диетологическая программа, лучшие репродуктологи и психологи — все не работает. Но ни о каком усыновлении или суррогатном материнстве не может быть и речи, потому что это «ее бой». Только сама, до победного конца… а там и технологии глядишь изменятся. О чем эта история и что с этим мы можем сделать?
Иногда ситуация может быть удивительно сложной по причине осознанной иррациональности. Да, в целом все хорошо, но стремление перевоспитать мужа (чтобы осознал ответственность, принимал активное участие, был включен в семью) или свекровь (лишить внуков, чтобы ответить за причиненные ранее обиды), вера в идеальность и совершенство не дает возможности отказаться от деструкции. Но то, что мы предъявляем и требуем от других, это капля в море в сравнении с тем, какие рамки мы ставим для себя. И как тогда быть, если клиентка сама понимает сложность причины, но не может отказаться от установок и принципов, которым следовала всю жизнь?
Иногда в дружной прекрасной семье все настолько хорошо, что партнеры считают себя «родными». Даже больше чем мужчина и женщина, им и секс не нужен потому что они живут душа в душу, понимают друг друга с полуслова им настолько комфортно вместе, что это просто какое-то чудо что они есть друг у друга. То ли они «живут как брат и сестра», то ли «она заменяет ему маму, а он ей отца». Так или иначе метафорически мы понимаем, что в реальной жизни дети не рождаются от родителей или братьев. Но кроме семейноролевой путаницы, бывает и полоролевая, когда муж «домохозяин», а жена «стена, опора и директор», и так как мы понимаем, что «детей не рождают мужчины», ожидать ребенка мы можем здесь очень долго. А что же делать, когда меняя роли мы меняем семейный уклад, на котором вполне возможно союз только и держится? Просто сказать «стань взрослым \ или стань наконец мужиком \ или будь женственнее», но кто ответит за результат, если новые роли это только ломка и разрушение?
Иногда зависимое поведение и личная несостоятельность, страх одиночества приводят к тому, что манипуляции по зачатию превращаются в инструмент по удержанию партнера или получения какой-либо выгоды, в том числе материальной/пролонгированной. Вместо того, чтобы стать независимой и уверенной в себе, состоятельной и уважаемой женщиной, девушка использует семью мужа. И можно пытаться зачать ребенка любым удобным ей способом, но несостоятельность и зависимость будет преследовать ее и вмешиваться в любой из дальнейших процессов.
А может быть ей изменил муж и когда-то родственники их «примирили», но утраченного доверия не вернуть, а быт комфортен и налажен. Что делать теперь? И что делать если им уже далеко не 30? А может они встретились и влюбились, а потом чувства ушли, но они живут по привычке как два старичка? Преданы, верны, благодарны, многое пережили вместе и даже не представляют рядом с собой какого-нибудь другого партнера… Но и «метафорические старички» тоже не могут иметь детей, как быть тогда?
Бывают ситуации, когда клиентки негодуют против движения Чайлд-фри. В ходе же психотерапии выясняется, что если бы не родители, и не давление социума, они с удовольствием присоединились и поддержали бы его. Истинно это нежелание или нет — неизвестно. Бывает так, что женщины, которые категорически против детей через несколько лет приходят в терапию и имеют уже немного другие приоритеты, да и возможности. «Сейчас кажется, что я готова на все сто, но лишь спустя годы я осознаю почему была не готова на самом деле». Поэтому все индивидуально.
Но главное, что за каждой подобной историей стоит сильная, бесстрашная, но очень хрупкая измотанная трудяжка, которая постоянно кому-то что-то должна и в чем-нибудь да не такая. И отсутствие ребенка вполне может быть своеобразным протестом, чтобы заявить право на то чтобы быть такой какой она хочет быть сейчас, распоряжаться своим телом и жизнью невзирая на все стереотипы и рассуждения о правильном. Ведь читая вышеотмеченное наверняка у кого-то возникла мысль о том какие эти женщины не такие, в то время как только сама женщина, узнав о подоплеке происходящего, решает правильно для нее это или нет. И никто кроме нее. Собственно и целью такой психотерапии мы не можем ставить наличие ребенка. В подобных описанным случаях, да и во многих других которые я не описала из практики, целью психотерапии становится  понимание себя и принятие, качественные изменения не происходят иначе. А будет потом ребенок или нет женщина решит без нашей помощи, и ее организм пойдет ей навстречу когда она станет в гармонии сама с собой и не будет больше необходимости экспериментировать.

*********************************************************************************Я прошла полное обучение у Жильбера Рено и  являюсь клиническим психологом со специализацией по системной психосоматической терапии Рикол Хилинг( Исцеление воспоминанием)  ,  окончила полный курс  Биологики  у Роберто Барнаи,   а также дополнила свое образование  обучением  в Школе Психосоматики PSY2.0, Все эти школы имеют одним из своих источников  ГНМ(Германскую Новую Медицину-GNM)

Если Вы обращаетесь  ко мне   с проблемами здоровья, психосоматическими  проблемами  или повторяющимися ситуациями  в своей жизни , то практически всегда   я прошу Вас заранее заполнить и отправить мне клиентскую анкету, С ней вы можете ознакомиться здесь: моя анкета .  Само по себе заполнение анкеты бывает весьма терапевтично и полезно

 Запись на консультацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *