НЕВРОЗ ИДЕАЛЬНОГО ТЕЛА

НЕВРОЗ ИДЕАЛЬНОГО ТЕЛА

Алёхина Елена

Когда естественное стремление к самовыражению через внешн­­ий облик принимает формы, наносящие вред здоровью, а озабоченность внешностью поглощает человека настолько, что становится препятствием к установлению близких и жизненно важных отношений с другими людьми, есть все основания говорить о «неврозе идеального тела». Хотя в современной международной классификации болезней нет такого заболевания, им охвачено огромное число современных людей. Часто именно неприятие своего тела является подоплекой таких часто встречающихся запросов на работу с психологом, как некоторые расстройства пищевого поведения, неуверенность в себе, неурядицы в любовных и семейных отношениях, затруднения в социальной адаптации.

Проблематика неудовлетворенности внешностью обычно рассматривается применительно к женщинам, борющимся с «лишними» килограммами или морщинами. Между тем недовольство внешностью затрагивает мужскую половину человечества не меньше, чем женскую. При этом у людей обоего пола в претензиях к собственному телу отчетливо выделяются две тенденции. Первая формируется на почве несоответствия сложившемуся социальному стереотипу красоты. Вторая распадается на превеликое множество индивидуальных и случаев, за которыми не всегда разглядишь то общее, что их объединяет.

В самом деле, почему один человек мучается из-за оттопыренных ушей и не волнуется о кривизне ног, а другой наоборот страдает по форме ног, не беспокоясь об оттопыренных ушах, третий обладая модельной внешностью, считает себя «просто уродиной» и т.д. не очень просто понять. Окружающие могут считать подобные переживания блажью и относиться к ним с легкой насмешкой, но самому страдающему человеку совершенно не до смеха. Рассмотрим оба варианта невротического неприятия собственной внешности, которые имеют общий корень и специфические предпосылки для развития. Начнем с более простого, связанного со стандартом красоты.

Социальная роль голого тела

Традиция внешнего оформления человеческих тел в соответствии с некоторыми общественными канонами не нова. Так, например, в Европе примерно с середины и почти до конца прошлого века размер талии, предписываемый красавицам был еще сантиметров на 20 меньше, чем 60 см, требуемые от современных дам. Достигать соответствия параметром неземной красоты тогдашним женщинам приходилось с помощью механического устройства под названием «корсет». Корсет смещал жизненно важные органы: печень, почки, желудок, нарушал функции кровообращения и дыхания. Жертвы красоты не только регулярно падали в обмороки, но и умирали в расцвете лет.

А в Китае издавна существовал обычай «бинтование женских ног». Здесь главным параметром красоты были «крошечные ножки». Путь к ним китайские дамы из «хороших» семей начинали в раннем детстве. Детские пальчики поджимали внутрь, переднюю часть стопы подводили к пятке и туго бинтовали… на всю жизнь. Ногти врастали в кожу. Стопа кровоточила и гноилась. Образовывались окаменелые мозоли. Такая женщина могла ходить только с посторонней помощью или опираясь на палку. А в Мьянме у падаунгов с незапамятных времен и до наших дней сохранился обычай надевать женщинам на шею металлические кольца, так что шеи у бедняжек вытягиваются как у жирафов…

Продвинуться в понимании этих странных обычаев помогает понятие социальная роль. Социальная роль, например, «Школьник», «Муж», «Звезда», «Дама высшего света» — это сумма ожиданий, требований и т.п. людей, занимающих другие связанные с данной позицией социальные роли. После рождения социум предлагает человеку некоторый набор социальных ролей, с каждой из которых связаны стереотипные параметры ее идеального исполнения и внешнего облика.

«Политики» — носят строгие деловые костюмы, а не шорты, «милиционеры» носят особую экипировку. Также и требования к определенным параметрам тела являются внешними атрибутами социальной роли «идеальной женщины» или «идеального мужчины». Эти параметры менялись в разные времена и у разных народов, а сейчас бурные интеграционные процессы в мире привели к образованию международного стандарта внешности.

Стандарт красоты как побочный эффект работы индустрии моды.

Современный стереотип красоты – результат сложения современного идеала человека активного, спортивного, личностно раскрепощенного с одной стороны и его переработки индустрией моды с другой.
Не задумывались, почему моделей отбирают по строго определенным антропометрическим стандартам? Если модели будут разного роста и комплекции, это в разы удорожит технологический процесс пошива и демонстрации модных коллекций.

Представьте ситуацию. Сшили супер-коллекцию вещей для показа на каком-нибудь мега-дефиле по меркам красавца или красавицы модели с роскошными формами, а он/она заболела в день показа. Вещи придется срочно подгонять по фигуре человека с совершенно другими размерами! Кому нужны такие форс-мажоры? Чтобы ничего подобного не происходило, люди, работающие моделями должны быть взаимозаменяемы.

Простой способ обеспечить это — отбирать людей с одинаковыми антропометрическими данными.
Зрители раз за разом в журналах и на подиумах видят, как красивую, модную одежду, которую так хочется иметь в своем гардеробе, показывают люди со строго определенными параметрами тела. Их черты лица могут отличаться, но фигуры всегда стандартны. Думает ли тот, кто жаждет быть красивым и обожаемым всеми, об утилитарной подоплеке этого стандарта. Конечно, нет.

Потому и срабатывает механизм условного рефлекса, приводя к формированию устойчивого бессознательного умозаключения — параметры фигур моделей являются таким же модным эталоном, как и одежда, которую они демонстрируют. Когда это бессознательное умозаключение возникает в умах миллионов людей, оно становится «идеалом». И вот уже мы стремимся приобрести не только одежду, но и фигуру, как у моделей.

Давление социального стереотипа на личность сильно, и особенно сложно ему противостоять тем, кто стремится получить восхищение или как минимум одобрение своей внешности в социальной группе. И это давление часто заставляет людей совершать действия, серьезно подрывающие физическое и психическое здоровье.

При поверхностном взгляде стандарт красоты с давних пор и до наших дней затрагивает только женщин, но это совсем не так. Просто в социуме женский и мужской стандарт внешности озвучивается несколько по-разному: женский более демонстративно и явно, а мужской, скорее, исподволь.

Так что, как бы само собой всем ясно, что «настоящий» мужчина, должен (!) быть атлетически сложен и спортивен. Вот только мне не приходилось читать об исследованиях, посвященных подсчету процента мужчин, от природы наделенных иным типом телосложения и страдающих скрытым неврозом идеального тела.

О том, что телосложение человека тесно связано с его психологической конституцией, известно давно. Так древняя Аюрведа в своих рекомендациях по питанию и образу жизни базируется на представлениях о трех типах конституций «Ватта», Питта» и Капха». Знакомство с Аюрведой может помочь получить информационную базу для уважительного отношения ко всем типам телосложения.

Признание правильным и красивым только одного из всех типов телосложений результат механистического и искаженного стереотипом взгляда на человеческое тело. Различия в типах телосложений необходимый пазл картины мира человечества в целом. Потому признание совершенным лишь одного из них не только ущемляет множество отдельных индивидов, оно делает ущербным мировосприятие картины мира человечеством в целом.

Под строгим родительским взором.

Почему до сих пор не все сделали пластические операции для приведения себя в соответствие с современным стандартом красоты? Дело не только в недостатке денег. Не у всех есть базовая предпосылка – достаточная степень неприятия собственного тела, которая создается в раннем детстве.

«Почему у тебя такие большие уши/нос/ноги?» — это цитата не из «Красной шапочки», а из обращений родителей к детям.
Не каждый ребенок найдется, что ответить. «Когда я была подростком, моя мама очень часто восклицала: «И в кого у тебя такие большие ноги! — говорит девушка, страдающая хронической тревогой, и поэтому я всегда старалась купить обувь на размер меньше, очень стеснялась, что у меня 39». «Папа всегда говорил мне, что я «пухляк» — говорит парень, обратившийся за помощью в преодолении чувства неуверенности».
Еще более серьезная ловушка, невольно создаваемая некоторыми родителями для своих детей – молчаливое частичное или полное неприятие их телесности.

Каждый человек чувствует, когда в нем что-то не нравится родителям. Также как симпатичная молодая девушка, решившаяся на редкую, дорогостоящую и очень рискованную для здоровья и даже жизни пластическую операцию. Ее папа был явно и громко против, а вот мама…, она хотя и не говорила, что «за», но ее обтекаемые фразы, сводились к тому решать девушке нужно самой, потому что она уже взрослая. Но дочка ждала от нее совсем других слов: «Ты у меня самая красивая!» Возможно, собственная детская мамина мечта об «идеальном» теле не дала ей их произнести.

Дети обыкновенно нравятся родителям уже хотя бы из-за того, что они на них похожи. Однако это принятие может оказаться нарушенным по ряду причин.

Наиболее частыми из них являются две:

1. Переносимое на ребенка агрессивное отношение одного из родителей к другому. Например, мать развелась с отцом и, видя в ребенке черты теперь не любимого мужа, упрекает, укалывает этим ребенка. «А… ты такой же, как этот тип». Подобные упреки, к сожалению, могут касаться не только внешности, но личности в целом. И это делает их еще более травматичными.

2. Перенос родителем на ребенка неприятия собственного тела. В этом случае обнаружение в ребенке сходства с самим собой может не радовать, а вызвать раздражение и огорчение, приводить к бессознательному давлению на ребенка.

На практике за неврозом идеального тела у подростка или взрослого всегда обнаруживается недостаточность безусловного одобрительного принятия родителями внешности ребенка в самом раннем возрасте. Ведь родители для ребенка являются наиболее значимыми людьми. По мере того, как он ставится старше, значимость родительских оценок в норме снижается. Более того, подросток нередко вступает в активную конфронтацию с ними. Для него на первый план выходит мнение сверстников и кумиров. Однако, если он имеет за плечами раннюю детскую травму родительского неприятия, неуверенность в себе, делает его уязвимым для резких, негативных оценок сверстников, получение которых трудно избежать в подростковой среде.

Так девушка, мать которой неодобрительно высказывалась о размере ее ступней, спустя год пережила, как жестокий удар просьбу любимой подруги не ходить вместе с ней в школу. «Мой парень стесняется идти вместе с нами, потому что ты слишком высокая», — сказала подруга. После этого девушка начала стесняться своих 174 сантиметров, и считать себя «дылдой», не достойной внимания мужчин.

Свет мой зеркальце, скажи…

Важно отчетливо понимать, что субъективная неудовлетворенность человека внешностью ни коим образом не коррелирует с объективными параметрами его тела. Считать себя «уродиной», может даже победительница конкурса красоты. И независимо от того, «несовершенство» какой детали природного тела беспокоит человека, за этим скрывается тоска о том, чтобы быть принятым, и любимым как есть. А значит, если вы задаетесь вопросом, как помочь страдающему неврозом идеального тела человеку, станьте для него волшебным зеркальцем – всегда говорящим чистую правду: «Ты на свете всех милее».

Субъективная правда, рожденная искренними чувствами, действительно, способна творить чудеса. Однако будьте готовы к тому, что для сотворения чуда потребуется больше душевных усилий, чем вы ожидали. Ведь человека, которому вы решили помочь, окружает множество других не волшебных, а кривых зеркал, которые громко и навязчиво твердят ему совсем другое. «Ты не красивый/не красивая», «Такой/такая как ты никому не может понравиться» и прочую дребедень. А, значит, придется постараться, чтобы человек поверил вам, а не им! Нечего и говорить, задача помощи одному отдельно взятому человеку была бы намного проще, если бы в нашем обществе грубые шутки по поводу индивидуальных особенностей строения человеческого тела вызывали не смех, а осуждение, как действия, оскорбляющее честь и достоинство личности.

Как вы думаете, далеко до этого нашему обществу? Ведь для того, чтобы массовое отношения к человеческому телу изменилось, необходимо чтобы в культуре глубокие корни пустило глубокое уважение к природному телу, понимание его важности для развития души и духа человека.

О радикальном способе помочь самому себе избавиться от невроза идеального тела.

Выше много говорилось о том, что озабоченность внешностью, перерастающая в ее болезненное неприятие появляется в результате невозможности получить одобрение и принятие своего облика от значимых других людей. Однако проблема усугубляется еще и тем, что ум человека, погруженного в невротические переживания своего физического несовершенства избирательно пропускает только отрицательную обратную связь, и закрывает его для положительной. В этом случае помочь может обучение телесно-ориентированным практикам, направленным на развитие у человека способности чувствовать свое тело изнутри, вместо того, чтобы смотреть на него снаружи.

Задумайтесь, никто из нас в реальности никогда не видел своего лица, ушей, носа или шеи. Мы видели только их отражение в зеркале и в глазах других людей. Усердствуя в украшении своей внешности, мы делаем это для других, а не для себя. Любовь к себе, забота о себе основана на чувствовании своего тела, понимании его потребностей, а не на том, как оно выглядит, поэтому каждому человеку гораздо важнее быть в контакте со своим телом «изнутри», чувствовать и слышать его потребности. Этот контакт был у каждого из нас с рождения, когда мы ориентировались на то, как себя чувствуем, и даже не подозревали о том, что как-то выглядим. Восстановление изначального контакта со своим телом является самым прямым и радикальным способом преодолеть невроз идеального тела.

Как можно это сделать? С помощью телесно-ориентированной психотерапии и самостоятельно осваивая йогу и цигун – древние телесные практики, на основе которых базируется современная телесно-ориентированная психотерапия. Эти практики создавались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, как практики достижения душевного равновесия, гармонии с самим собой и с миром.

Я практикую цигун и йогу уже более 15 лет и в своей работе помогаю людям вернуть и сделать более глубоким естественный контакт с телом. Восстановление этого контакта позволяет человеку перестать беспокоиться о внешности, начать лучше чувствовать и понимать себя и, живя в своем природном теле, открываться для принятия тепла, внимания, уважения и любви в отношениях с другими людьми.

*********************************************************************************

 Запись на консультацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *