Проекция
Сегодня объясняла Майе, что такое проекция. Не используя это слово.
– Представь себе, что мама с дочкой пришли в кафе.
Маме нужно отойти, она уходит. И просит дочку подождать. Дочка ждет, но ей кажется, что прошло уже много времени, и начинает беспокоиться.
Что она думает? Что чувствует? А почему мама долго не приходит? Что думает и чувствует мама?
Майя изложила свою версию – подробно, со всеми чувствами, предположениями. Я слушала. К слову, в ее рассказе не было фантазии покидания, и это меня ошеломило.
Покидание – вот что, в первую очередь, приходит в голову почти всем, кого я знаю…
Майя не предполагает, что ее покинут! Поэтому не было в ее рассказе ни тревоги, ни вины. Было что-то про забывчивость мамы, и что-то про злость ребенка. И все. Все! (Аллилуя, мой ребенок не напуган покиданием, я счастлива. Но сейчас не об этом).
– Как ты думаешь, о ком ты все это рассказала?
Майя с изумлением смотрит на меня. Пока еще не улавливает.
– Хочешь, я расскажу тебе, что подумала бы я?
Она выслушивает мою фантазию, и до нее «доходит».
– Ты рассказывала о себе?
– Да. Как и ты – о себе. Когда мы фантазируем о том, что происходит с другим человеком, мы представляем себя на его месте. Мы почти всегда, интерпретируя действия другого человека, говорим о себе.
А как мы можем узнать, что же происходило с ним на самом деле?
– Мы можем… спросить?
***
Все, что не проговорено между людьми, а именно: обиды, страхи, вина и другие чувства, все нужды, которые не признали, все ожидания – все, все, что не озвучено, остается в Тени. А вместо них рождается Фантазия.
Фантазия о том, что Другой хочет, что ему надо, как именно он переживает, и переживает ли вообще. Эта фантазия – и есть проекция, содержание того, что внутри.То, что внутри, приписывается Другому.
Чем меньше люди разговаривают о внутреннем, о том, что происходит между ними, тем больше они фантазируют друг о друге. Иногда проекция занимает все пространство отношений. Вплоть до того, что Другому там просто не остается места.
Мы можем проецировать себя и свои нужды, родителя, и интерпретацию его поступков, и бог весть еще что.
Для того, чтобы быть в отношениях с реальными людьми, нужно с ними разговаривать, спрашивать, слышать, учитывать сказанное как нечто значимое, встраивать услышанное в канву отношений.
***
– Он мне пишет так мало. Так мало, что мне не хватает. Я жду его посланий, жду его внимания, но он как будто забывает обо мне. Иногда я начинаю думать, что не нужна ему вовсе.
– А ты говорила с ним, что тебе нужно больше быть с ним на связи? Спросила его – что его занимает, пока вы не видитесь? Ты допускаешь, что у него может быть своя жизнь?
– Нет. Я боюсь говорить с ним. Я боюсь, что он испугается того, что я нему так привязана.
***
– Вероника, я попробовала (сказать о том, что мне не нравится), и на мое удивление… меня услышали!
Мой мужчина включился в диалог, мы объяснились… Боже мой, все мои фантазии были вообще не о нем!
И с подругой мы наконец-то проговорили сложные моменты. Было очень непросто, но мы не разругались! Это магия какая-то. Почему я раньше подавляла себя, боялась высказаться? Мне казалось, что если я начну говорить, проявляться, меня покинут.
***
– Моя мама была уверена в том, что она – прекрасная мать.
Я долго не могла понять, в чем дело. Детство было самой ужасной порой в моей жизни. Меня, моих нужд и желаний как будто не существовало. Но о ком же она заботилась (и, надо сказать, много заботилась)?
Мама много давала… но не мне. Занималась чем-то, что было интересно ей, но не мной. Однако ей казалось, что она столько всего мне отдает! Но почему-то я не могла говорить о том, что мне нужно, это пресекалось жесточайшим образом. Почему-то мне приходилось скрываться, врать, жить двойной жизнью.
Бессмысленность, депрессия и желание покончить с этой жизнью – вот что я вынесла из наших отношений. Почему? Почему не благодарность и ценность ее вклада?
Видимо, потому что мама заботилась о своей фантазии обо мне, в то время как меня – отдельной и живой – для нее никогда не было.
***
Если кто-то не хочет замечать, разговаривать и слышать Другого, все пространство отношений займет мертвая картинка, проекция, и ничего живого от настоящих людей, не останется.