Репродуктивный выбор
Виктория Наумова
Репродуктивный выбор.
Репродуктивный выбор – это решение относительно осознанной бездетности, зачатия, вынашивания и рождения ребенка/детей, принимаемое его родителями, и только.
Однако это решение зависит от многих факторов, которые имеют существенное влияние.
1. Это отношение к деторождению и материнству у женщины/мужчины в целом, к вероятности собственного материнства/отцовства в частности, к вероятности материнства от конкретного мужчины/отцовства с конкретной женщиной
2. Отношение к деторождению в родительской семье, ближайшем окружении и референтной группе мужчины и женщины
3. Отношение к деторождению, материнству и отцовству в обществе, отражение в современной культуре, освещение темы СМИ
Репродуктивный выбор может быть стандартным, или нормативным для данной культуры и общества – в России это 1-2 детей, и нестандартным – многодетность и осознанная бездетность.
Мотивация репродуктивного выбора:
— социокультурный аспект – это определенное количество детей, принятое в данной культуре и обществе; приоритет в рождении ребенка определенного пола; это приобретение или отказ от статуса матери/отца; это отношение окружающих (близких и из дальнего окружения) к семье с тем или иным количеством детей/сознательно бездетных; отношение окружающих к одинокой матери/к одинокой многодетной матери; отношение окружающих к «не/нормативному» возрасту мужчины и женщины для рождения ребенка; отношение окружающих к рождению ребенка с особенностями развития, или у родителей, имеющих инвалидность или серьезные проблемы со здоровьем; отношение окружающих к семье, воспринимаемой как неблагополучной и/или маргинальной; беременность в миграции и эмиграции; беременность, как нарушение традиций, религиозных и культурных установок своего народа;
— экономический/материальный аспект – это потеря или приобретение каких-то материальных благ в связи с рождением ребенка/детей; это приобретение нового статуса родителя для получения каких-то благ; это желание сохранить желаемый уровень дохода и образа жизни, приоритет материальных ценностей; жилищные проблемы; низкий уровень материального обеспечения в целом;
— психологический аспект – это реализация тех или иных потребностей через рождение/осознанное нерождение детей; психологические травмы, влияющие на принятие решения – в прошлом или в настоящем; тяжелое психологическое состояние, расстройства эмоциональной сферы; приоритет ценностей карьеры/красоты или физической привлекательности/здоровья/образования/свободы перемещения/привычного образа жизни/ смежным с родительством отношений; «неготовности» быть родителем в данный момент; зачатие от кратковременной или случайной связи, в ситуации измены, в нестабильных отношениях; репродуктивное насилие.
Репродуктивное насилие.
Репродуктивное насилие – это форма домашнего, сексуального и физического насилия, заключающаяся, с одной стороны, в принуждении к зачатию, аборту, контрацепции, стерилизации или вазэктомии, с другой – в оставление в неведении о единоличном решении того или иного репродуктивного выбора.
Конечно, в первую очередь речь идет о принуждении женщины, так как именно в ее теле происходит зачатие, но важно оговорить, что и мужчина может стать жертвой репродуктивного насилия, когда партнерша обманным путем способствует зачатию, тайно делает аборт или проходит стерилизацию. Важно понимать, что и популярная сейчас максима «мое тело – мое дело» — так же является проявлением репродуктивного насилия по отношению к партнеру, так как вопрос деторождения – это дело двоих.
Ключевое слово здесь – принуждение, так как любой выбор, связанный с деторождением, важно совершать по обоюдному согласию. Мужчина и женщина – полноправные участники зачатия, когда оба заранее обсуждают свои планы по поводу деторождения. Решение или представления об этом у партнера может не нравится или быть неприятным, быть предметом обсуждений и даже конфликтов, но именно пересечение черты принуждения является индикатором проявления насилия.
Репродуктивная потеря.
Отношение к внутриутробной смерти ребенка, или, как это называют в народе, «выкидышу», неоднозначное, и далеко не всегда поддерживающее. К сожалению, очень часто женщина, потерявшая ребенка, остается не только одна со своими переживаниями, но и иной раз сталкивается с неадекватной поддержкой, которая усиливает и без того непереносимое чувство вины.
Отношение к себе женщины после внутриутробной смерти ребенка
Каждая семья несчастлива по-своему, но не заметить или игнорировать общие черты, конечно, невозможно.
Обобщая разные истории, можно отметить в отношении самой женщины к себе:
— чувство вины, что «все могут, а я не могу»; что «не уберегла»; «слишком переживала/выпила бокал вина/выкурила сигарету/перенапряглась»; «зачем в таком возрасте решилась», «недостаточно усердно молилась, не все святыни посетила», «расплачиваюсь за свои грехи молодости»;
— чувство стыда, что окружающие «увидят проблемы с рождением детей», что «какая-то вся больная, не могу родить», что «слишком переживаю, обременяю близких», что «муж болеет, и из-за этого…»;
— обида, разочарование, что не понимают, не поддерживают, не видят проблем;
— желание как можно скорее забыть, начать заново, как можно быстрее планировать новую беременность; обесценивание ситуации потери.
Отношение окружающих
— незнание, непонимание и неумение, как поддерживать в этой ситуации;
— недооценивание события, упрощенное отношение к нему, искреннее полагание, что «там еще не человек»;
— собственный опыт абортов на подобных сроках, влияющий на возможность поддержки;
— отрицание переживаний, нежелание или боязнь столкнуться с чьей-то болью, избегание ситуаций и разговоров про потерю, уговаривание как можно скорее забыть и не переживать;
— манипулирование понятием греха и расплатой за «грехи отцов», использование клише о «Божьей воле» и что «ребенок мог родиться больным или совершил бы тяжкие преступления; что Бог ни делает, все к лучшему».
Постабортный синдром (ПАС)
ПАС – это локальное и неофициальное название развития тяжелого психического и/или психологического состояния в ответ на конкретное травмирующее события в опыте женщины (и мужчины) – аборт. т.е. состояния, сходного по психопатологическим симптомам с пост-стрессовым расстройством (ПТСР). Но если в ситуации с ПТСР человек знает, что пережил сильный стресс, и реагирует на него соответствующе, то в ситуации аборта имеет значение личностный смысл совершенного .
Если для женщины это была «просто медицинская манипуляция», «чистка», «выскабливание», то вероятность развития переживаний невысока. Если женщина понимает, что добровольно избавляется от собственного ребенка, переживает ситуацию, и, возможно, родила бы при других обстоятельствах, то здесь можно говорить о вероятности развития ПАС. Т.е. не каждая женщина будет переживать ПАС. А также, симптомы ПАС могут появиться спустя годы или десятилетия, если произойдет переоценка ценностей и осознание сути совершенного.
Перечислим симптомы ПАС:
— чувство вины и сожаления, проявление депрессивной триады: снижение настроения, двигательная заторможенность, негативное мышление;
— постоянные навязчивые мысли об аборте, ночные кошмары, флешбеки (одномоментные живые воспоминания процедуры аборта), сильные переживания в годовщину аборта и в дни предполагаемого рождения ребенка;
— психоэмоциональная отгороженность, эмоциональная холодность, отгороженность, которая может сменяться чрезмерными эмоциональными реакциями, несоответствующими ситуации.
— избегание всех ситуаций и разговоров, которые могли бы напомнить об аборте, внезапный разрыв с отцом абортированного ребенка, избегание контакта с детьми, непереносимость детского плача, активная поддержка других женщин в желании сделать аборт, активное участие в движениях для женщин за право делать аборты, поиск оправданий;
— желание как можно скорее родить другого ребенка, замещающего абортированного, снижение теплых и нежных чувств к собственным рожденным детям;
— суицидальные мысли и даже намерения, алкоголизация, употребление наркотиков, уход в любую известную форму зависимости;
— несвойственные до аборта для женщины поиск экстремальных ситуаций, активные беспорядочные половые связи, множественный аборт, отвращение к себе, повышенный травматизм, самотравмирование, извращенные сексуальные отношения, избегание отношений с мужчинами и поиск отношений с женщинами;
— негативное отношение к беременности и материнству; крайне негативная реакция на известие о беременности собственных взрослых детей, давление на дочерей и невесток с целью аборта, или оскорбляющие высказывания; активное избегание времяпрепровождения со внуками, особенного младенческого возраста, непереносимость детского плача; выделение какого-то одного, обычно, старшего, ребенка из многодетной семьи своих взрослых детей, и полное или частичное игнорирование других.
Такая «богатая» палитра психологических последствий аборта имеет в основе разрушающее чувство вины и невозможность оплакать своего умершего ребенка. Эти «запрещенные слезы» возникают в результате внутриличностного конфликта между конвенциональным разрешением, одобрением аборта и глубинным, не всегда ясным пониманием, что это – противоестественное, разрушающее, трагическое событие в жизни женщины.
Постабортный синдром (ПАС) и/или послеродовая депрессия (ПРД).
Сложность дифференциальной диагностики заключается в том, что оба состояния сопровождаются похожими проявлениями депрессивной триады. Беременность – это всегда перестройка всех систем организма на новый режим жизнеобеспечения – и на биохимическом уровне, и на гормональном. Как бы ни закончилась беременность, организм начинается постепенно восстанавливаться после нее, медленно переходя в добеременное состояние функционирования. Для кого-то из женщин этот переход остается малозаметным, а для кого-то – становится существенной причиной снижения качества жизни на этот срок. Более того, одно состояние может наложиться на другое – одновременно может происходить и ПРД, и ПАС, как ответ на психотравмирующее событие. Однако послеродовый блюз постепенно заканчивается, как только происходит стабилизация систем организма, а симптомы ПАС, без какой-то специальной работы, сохраняются, продолжая влиять на качество жизни
*********************************************************************************Я завершила полное обучение у Жильбера Рено около шести лет назад и являюсь клиническим психологом со специализацией Recall Healing ( Исцеление воспоминанием) , окончила полный курс Биологики у Роберто Барнаи и дополнила свое образование обучением в Школе Психосоматики PSY2.0, Все эти школы имеют одним из своих источников ГНМ(Германскую Новую Медицину-GNM)Если Вы обращаетесь ко мне с проблемами здоровья, психосоматическими проблемами или повторяющимися ситуациями в своей жизни , то практически всегда я прошу Вас заранее заполнить и отправить мне клиентскую анкету, С ней вы можете ознакомиться здесь: моя анкета . Само по себе заполнение анкеты бывает весьма терапевтично и полезно
***************************************************************************