Роль Спасителя в Треугольнике Карпмана
Роль Спасителя в Треугольнике Карпмана
Школьная программа включает множество предметов. К сожалению, среди них нет одного, на мой взгляд, очень важного, который бы учил строить взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому всю жизнь нам приходится этому учиться самостоятельно и чаще всего методом проб и ошибок.
- Часто Спасителями становятся люди, которым не удалось реализовать свой потенциал вне границ «магического треугольника». Становясь Спасителем, человек начинает ощущать себя более значимым, более знающим, более опытным, более щедрым и пр., чем человек, для которого он стал Спасителем, словом, «спасательство» повышает самооценку.
- Довольно часто в роли Спасителя по отношениям к своим чадам, защищающих их от всех и вся, становятся мамы, которые окружают чрезмерной заботой своих детей даже тогда, когда они давно выросли. В реальности такое поведение свидетельствует не о большой любви, а о желании контролировать жизнь своего отпрыска и стремлением им управлять. Однако ни к чему хорошему это не приводит. Чем больше мать оберегает ребенка от всех проблем и принимает за него решения, тем больше, выражаясь фигурально, она «подрезает ему крылья» – не дает стать самодостаточной личностью, так как он привыкает перекладывать на нее ответственность и становится все более беспомощным. Такое дитятко по жизни будет искать виновных в своих неудачах и первым кандидатом на эту роль будет, к сожалению, мама.
- Нередко Спасителями становятся люди, которые в детстве недополучали любви и заботы. С малолетства они привыкли к тому, что их интересы и желания менее важны, чем желания и интересы других людей Поэтому во взрослом возрасте стремятся спасать и помогать, при этом втайне надеясь получить отдачу. Однако Жертва, для которой человек стал Спасителем, настолько сконцентрирована на своих собственных переживаниях и жалости к себя, что кроме себя не замечает никого и ничего. Принимая как должное сочувствие и помощь других людей, Жертва не считает себя обязанной делать что-то для кого-то. Как следствие, Спаситель начинает ощущать себя несправедливо обойденным вниманием, и вот уже он сам входит в роль Жертвы.
На пути «спасательства» Спасателя ждут подводные камни, о которых он чаще всего и не подозревает:
- во-первых, Спаситель, как правило, через некоторое время может сам стать Жертвой – «козлом отпущения» – объектом для недовольства, претензий и обид, а то и прямой агрессии, причем как Преследователя, так и Жертвы, которая, как старуха из «Сказки о золотой рыбке», чем дальше, тем больше будет входить во вкус и предъявлять своему Спасителю все больше и больше требований.
- во-вторых, Спаситель в своем стремлении помочь Жертве воспринимает ее проблемы как свои личные, обвиняя агрессора. И в случае чересчур активного противодействия Преследователю, Спаситель рискует сам оказаться в малопривлекательной роли агрессора.
Исходя из всего вышесказанного кое-кто может прийти к ошибочному выводу, что, может быть, в таком случае никому и никогда не стоит помогать? Безусловно, помогать можно и нужно, но делать это корректно. Как же можно помочь человеку, не став Спасителем?
- Прежде всего надо отказаться от роли «жилетки» – перестать регулярно выслушивать многочисленные жалобы Жертвы, которые только вводят ее в состояние еще большего уныния и беспомощности.
- Не надо оказывать услуги и не надо давать советы, если вас не просят.
- Не нужно считать, что лучше знаете, как другим жить.
- Не надо считать, что человек беспомощен и не в состоянии о себе позаботиться, если, конечно, он не находится бессознательном состоянии. Существует множество примеров тому, как тяжело больные люди и люди с ограниченными возможностями (язык не поворачивается сказать «инвалиды») вели и ведут полноценную активную жизнь.
- Встречаются ситуации, когда человеку нужно помочь даже в ущерб себе, так как он находится в очень затруднительном положении. НО это должен быть единичный случай. Если подобная ситуация начинает повторяться с кем-то регулярно (то есть для него делается что-то, что он может сделать самостоятельно), то это уже «спасательство». И делать этого не стоит, так как такими действиями мы мешаем человеку получать жизненный опыт.
- Если к вам обратились за помощью, можно обсудить сложившуюся ситуацию, постараться найти пути решения, подсказать возможные варианты, НО выбор из предложенных вариантов должен сделать тот, кто обратился за помощью.
- Лучшая помощь – настроить человека на решение проблемы, чтобы он сумел выявить и использовать ресурсы, которыми располагает.
- Не нужно выполнять за человека большую часть того, что нужно для выхода из затруднительной ситуации, и то, что он может сделать самостоятельно.
- Не рассчитывайте на благодарность. Весь все, что вы делаете, вы делаете потому что вам самим это нужно.
- Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривать свои условия нужно заранее.
А под конец хочется сказать, что ступившему на путь «спасательства» важно помнить, что на этом пути он берет на себя ответственность за жизнь Жертвы и за ее поступки, тем самым способствуя ее безынициативности, бездеятельности и пассивности. Выражаясь фигурально, он начинает постоянно «ловить рыбу» для Жертвы вместо того, чтобы научить ее делать это самостоятельно. Вот и получается, что «спасательство» это именно тот случай, когда «благими намерениями вымощена дорога в ад».