ЗАВЕРШИТЬ СТАРОЕ И НАЧАТЬ НОВОЕ. ЗАВЕРШИТЬ КОНТАКТ.
Максим Стефаненко
Я смотрел, как за окном медленно падали листья, и капли дождя создавали прозрачную пелену. Когда идет дождь, у меня создается впечатление тяжести. Эта тяжесть нежно окутывает меня и расслабляет, она давит нежно.
Я смотрю на лужу, и как в ней падающие капля дождя создают вибрации на поверхности лужи. Падение одной капли дождя в лужу — это как одна минитрагедия о том, как капля стремилась к земле, о том, как она летела с небес, чтобы неминуемо разбиться о поверхность и стать частью чего-то нового, о том, как слиться в энергичном соприкосновении и перейти в другую форму существования. А потом все заново. Испариться, возвыситься в небо, чтобы опять упасть вниз.
Смотря на капли воды, падающие в лужу, я подумал о человеческих отношениях и проблемах, которые возникают, когда двое людей встречаются и соединяются в единое целое.
Нередко мои клиенты в ходе терапии выясняют для себя, что для того чтобы начать новые отношения, нужно закончить старые. Это касается не только отношений мужчина-женщина, эта схема универсальна, она о том, как выходить из одного дела и погружаться в другое, как закончить один цикл и начать другой.
Этот случай был по-своему интересен и похож на многие другие. Она обратилась за помощью в поиске нового спутника жизни. Ей хотелось стать новой Джульеттой и для полной картины не хватало нового Ромео. Она хотела быть любимой, хотела, чтобы за ней ухаживали, хотела, чтобы он был не такой как ее бывший. На вопрос «Расскажите, пожалуйста, о ваших предыдущих отношениях поподробнее» меня взяли за руку сильной хваткой обиженной женщины и отвели к кассе входа в музей. Естественно я обул сменную обувь и вошел в этот храм памяти под четким руководством моего гида по прошлым воспоминаниям. В первом зале мы долго не останавливались, так как он был посвящен тем первым впечатлениям о нем, которые, конечно же, потом подтвердились. Перейдя в следующий зал, я был поражен авторской инсталляцией, которая описывала все те трудности и невзгоды, через которые ей пришлось пройти вместе с ним. И все-таки вместе! Экскурсовод настаивает на переходе в последний и самый важный зал выставки. Затаив дыхание, я захожу с ней в обширный павильон. Тут есть все. И фотороботы, на которых запечатлены компрометирующие моменты, статуи, показывающие все недостатки фигуры, видеоинсталляции самых глупых ситуаций и, наконец, венец всей выставки – обещания, которые хранятся под пуленепробиваемым стеклом, код от поднятия которого утерян. Я смотрю на обещания под стеклом, которые выполнены в виде винтажных писем, написанных мягким стилем Дюма старшего и прочитанных в будуарах с бордовыми бархатными занавесками дамой, чьи щеки загорались каждый раз, когда она вынимала письмо из своей сокровищницы. Эти письма слегка помяты, некоторые порваны и потом вновь склеены. Пуленепробиваемое стекло только что вытерто и натерто до блеска.
Мы выходим из музея и вновь сидим в креслах друг напротив друга. За окном идет дождь. Она немного приуныла, запал закончился, руки лежат на коленях.
На примере капли, которая падает в лужу, я объясняю одну из возможных причин, почему новые отношения никак не начинаются. Капля капает в лужу и создает тем самым колебания на поверхности воды. Эти колебания расходятся от центра до краев постепенно затухая. Есть начало процесса в виде контакта капли с лужей и есть конец процесса в виде затухания колебаний от капли. Когда затухание колебаний не происходит, то можно пропустить и не заметить тот момент, когда следующая капля упадет в воду и породит новые колебания на ее поверхности. Все новые колебания будут сливаться с теми первоначальными от первой капли, образуя единый колебательный фон. Когда идет дождь, невозможно увидеть волны в луже от одной единственной капли.
Метафора с дождем и каплями заставляет ее задуматься и отсылает на улицу, там, где сейчас идет дождь. Она смотрит в окно и видит ту самую лужу, в которую капают капли.
Мы часто оказываемся в ситуациях, когда начатое дело мы не можем закончить по тем или иным причинам. Это могут быть прошлые отношения, работа незаконченная вчера, недочитанная книга и недожаренное мясо, которое так тяжело прожевать. Что-то мы с легкостью забываем, а что-то живет в нашем сознании еще очень долго. Какие-то незавершенные дела, упущенные возможности, и в нашем с ней случае отношения, которые она не может закончить вот уже который год.
Я предлагаю ей рассмотреть тот вариант, при котором формальный разрыв отношений еще не является их реальным окончанием. И в ее понимании присутствуют элементы того, что нельзя быть в отношениях с одним мужчиной и параллельно заводить отношения еще с одним.
Протест и апелляция к логике сдвигают наш диалог в сторону музея воспоминаний и к тому факту, что он уже давным-давно закрыт и директор сбежал, а я апеллирую тем фактом, что мы только что оттуда.
Конечно, все это может показаться сложным для понимания и очень сложным для принятия. В данном случае у нас есть время для работы над закрытием музея воспоминаний.
Выход из этих отношений, т.е. разрыв контакта, нужен для формирования новых отношений. Отделившись от кого-то, можно более полно начать ощущать себя. Фокус внимания будет смещен на самого себя, происходит сепарация с объектом, страсти утихают, и, наконец, происходит процесс успокоения.
Достигнув успокоения мы сможем по-новому посмотреть на то, что нас окружает, и затем сделать новый выбор на основании нашей теперешней острой потребности.
Другими словами, нужно закончить старые отношения, чтобы начать новые.
Дождь за окном утихает и пробивается первые лучи солнца сквозь плотные тучи. Еще некоторое время мы обсуждаем вопрос разрыва контактов, окончания отношений и плавно переходим к завершению сессии.
Она сидит положив руки на колени, затем тянется к своей сумке и что-то там ищет. Ее лицо заливается яркой краской, когда она протягивает мне ключ от камеры хранения в супермаркете.
«Что это?», спрашиваю я.
«Это ключ от музея воспоминаний. Я его закрыла», говорит она.
Мне интересна ее интерпретация нашей работы. Я предлагаю ей совершить в некотором роде ритуал по закрытию музея. Этот ключ она может выкинуть самостоятельно с мыслями о полном закрытии музея.
Еще некоторое время она сидит, смущенная с ключом в руке. Кажется весьма комично сидеть у психолога с ключом от камеры хранения супермаркета.
Закройте дверь. Выход всегда там же, где и вход.