Около шести лет назад, когда я работала консультантом по психосоматике в области акушерства и гинекологии, мне предложили для расширения кругозора вести планирующих, беременных и молодых мам на одном из известных в интернете ресурсов.
Администрация, понимая сложность и риски публичных обсуждений, создала возможность для анонимного консультирования, но за привычными эндометриозами и поликистозами, вдруг на мой личный адрес посыпались запросы с «невынашиванием» и пр. Публичность анонимных консультаций, была одним из основных условий, поэтому я сразу отказывала в личной переписке, пока обилие запросов не заставило меня усомниться, и я решилась выяснить реальную причину, по которой им было недостаточно существующей анонимности.
Ответ практически каждой из обратившихся девушек сводился к следующему: «Несмотря на то, что раздел анонимный, мы общаемся здесь на разные темы и меня могут узнать по деталям личной жизни, о которых вы наверняка будете спрашивать. Я доверяю девочкам, но на форуме, где все обсуждают радость материнства, мне стыдно обсуждать, что я спровоцировала выкидыш своими мыслями — сама «убила» своего ребенка». Если у вас зашевелились волосы, то вы понимаете, что чувствовала и я, читая каждое из этих писем. Возможно, это также стало одним из кирпичиков в стену моих предубеждений, относительно популярной психосоматики и разрушительного действия фразы «все болезни от мозгов». Но ближе к теме.
В литературе, посвященной работе психолога в гинекологической практике, действительно упоминается теория психоаналитика Дойча и его последователей о том, что выкидыши могут рассматриваться как психосоматическое разрешение конфликта проблем женственности и материнства. Но, дело в том, что в этой же литературе, теории этой отведено место как труднодоказуемой и деструктивной. Может ли это быть связано с тем, что Дойч был мужчиной, не знаю.
Однако на практике, около 94% планирующих и беременных женщин переживают психологические трудности в связи с вопросами будущего родительства (в том числе материнства и женственности), и только 16% беременностей заканчивается спонтанным абортом, из этих среднестатистических 16% лишь 23% — 48% не обусловлены органическими причинами (травмами, эндокринными нарушениями, инфекциями, генетическими особенностями и пр.). Но, что самое важное, около 18% желанных, планируемых и взлелеянных беременностей заканчиваются спонтанным абортом.
Говоря простыми словами, вероятность того, что неразрешенный конфликт материнства и женственности может быть причиной спонтанного выкидыша очень и очень низкий. Согласно статистике.
Согласно же популярной психосоматике, когда мы говорим «Психосоматика спонтанного аборта», в голове многих сразу рисуется картинка того, что психотерапевт сейчас предложит перечень установок, мыслей, причин и действий, которыми молодая мама могла спровоцировать «выкидыш».
К сожалению или счастью, в действительности перечня такого нет. Но вера в этот перечень может существенно влиять на исход последующих беременностей. Напомню, что на самом деле, термин «психосоматика» вовсе не означает, что у всех болезней есть какая-то психологическая причина. Психосоматика это указание на то, что психическое и физическое равно взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга, не больше, не меньше.
Когда впервые у будущей мамы случается произвольный аборт, чаще всего она погружается в процесс горевания, частью которого, на определенном этапе и является поиск причин, поиск виновных в случившемся, поиск знаков и других ответов на различные, сопряженные с «почему и зачем», вопросы. Возникает это по той простой причине, что мы не можем смириться с тем, что смерть (потеря) нам не подвластна, и психика старается найти основания для того, чтобы попытаться в будущем предотвратить потерю, избежать ее, а может даже перехитрить… Когда органические причины не обнаруживаются, «психосоматика», наравне с «Божественными» мотивами, становится последней надеждой психического, в попытке контролировать смерть.
В своей книге о потери, священник Б.Дейтс писал, как сложно людям принять и понять, что Бог милостив и он не «карает людей потерей, за что-либо» и не «забирает к себе лучших, дергая по одному». Все это слова людей, которые не могут смириться с тем, что смерть им не подконтрольна и что они не всемогущи. В психосоматике равно понимать, что нет такой мысли, которая может просто взять и лишить жизни другого человека. И, вероятно, одна из задач такого горевания именно в том и заключается, что женщине, которая готовится быть матерью, важно осознать, что она не всемогуща, и как бы она ни старалась, есть и всегда будут вещи и ситуации, которые мы не сможем предусмотреть и проконтролировать.
Как специалисту по психосоматике, мне сложно назвать психологические причины, которые могут спровоцировать произвольный аборт или внутриутробную смерть ребенка. За время ведения беременных (а это было более 80 случаев, в которых кого-то просто нужно было вовремя направить к врачу, а кого-то нужно было вести год и более), встречались абсолютно разные ситуации и причины, которые могли способствовать спонтанному аборту.
Ведь в психологическом аспекте, спровоцировать произвольный аборт может что угодно, начиная от ситуативной стрессовой ситуации (шок, испуг и пр.) и заканчивая просто причинами и смыслами, необъяснимыми и не данными человеку в опыте (привычные медицинские слова «спонтанный» и «произвольный» говорят сами за себя – неожиданный и бессвязный).
Безусловно, в моей практике были случаи, связанные с элементарным непониманием физиологических процессов и изменений, когда под девизом «беременность это не болезнь», женщины просто не замечали важных сигналов тела.
Нередко встречались и ситуации деструктивных родовых программ, когда идея сложной беременности и невынашивания внушалась мамой-бабушкой девушке с детства (…у нас в роду все женщины…), и та в свою очередь просто подсознательно выполняла программу «своего рода», не имея никаких физиологических показаний для этого.
Страх осложнений в родах, страх за развитие аномалий у плода и пр. – все это встречалось, как и многое другое, включая, бытовые, внустрисемейные проблемы и конфликт отношений.
Однако, как отмечалось выше, я могу сказать, что представление о том, что мама своими мыслями провоцирует смерть плода – деструктивно и недоказуемо на данном этапе развития психосоматической науки! Такое убеждение препятствует результативной работе с психотерапевтом.
Зачастую искать тайные смыслы там, где их нет, нас провоцирует все то же желание взять контроль над смертью, но чем быстрее мы откажемся от этого, тем качественнее пойдет наш путь восстановления.
На первый взгляд это может показаться малозначимым замечанием.
Пока речь не заходит о привычном выкидыше, поскольку попытка контролировать окружающее, в том числе и процессы нам не подвластные, на самом деле отнимает у организма очень много как физического так и психического ресурса.
Чем больше страх потери = тем выше желание взять над ней контроль = тем сильнее напряжение = тем сложнее стресс фактор воздействующий на организм.
Кто сталкивался с ведением таких беременных, тот знает, что кроме гормональной поддержки, им обычно назначают спазмолитики и различного рода успокоительные.
В критические периоды (сроки на которых были предыдущие аборты) будущей маме прописывается полный физический и психический покой (часто сопряженный с госпитализацией, если она не является для женщины еще большим стрессом).
Влияние стресс фактора (в сочетании с гормональным дисбалансом, который провоцирует дополнительные тревогу, страх и пр.) настолько изученный и доказанный факт, что мероприятия по его устранению введены в протоколы лечения практически во всех развитых странах.
Достаточно часто случается так, что детальный анализ психосоматических случаев сопряженных с привычным выкидышем (более 3-х подряд), показывает, что зачастую сам страх повторного срыва и тревога являются единственными реальными причинами, провоцирующими срыв.
Н-р, когда у девушки впервые случился произвольный аборт, причиной была установлена инфекция (или побочное действие препарата, который ранее хорошо переносился пациенткой) = причина физическая, ее устранили.
Но пережитые эмоции (гормональный дисбаланс), сложные воспоминания, травматические переживания, оставившие отпечаток и информацию в самом организме, остались не проработанные.
Тогда девушка беременеет снова, физической причины, как в предыдущем случае (инфекции или препарата) уже нет, но остался страх, память тела о критических периодах и пр.
И получается, что объективной причины для произвольного аборта нет, но перенапряжение психического и физического ресурса, провоцируют чрезмерный тонус, гормональный дисбаланс и новую потерю.
Усложняется ситуация когда кроме психофизиологической составляющей, добавляется еще и когнитивная (негативные психологические установки, ложные убеждения, стереотипы, деструктивные программы и пр.). Таким образом, в контексте психосоматики, при не выявленной органической патологии, работа с психотерапевтом направлена именно на нивелирование переживаний связанных с предыдущим неудачным опытом, на снижение тревоги и поиск и анализ тех самых установок, которые могли усугубить психологическое и физическое состояние беременной.
Для каждого отдельного случая выделяются свои направления и нюансы психотерапевтической работы, однако общими для всех можно выделить следующие:
1. Забота о теле.
Совокупность физического и психологического стресса, загоняет горюющего в состояние глубокого истощения. Для того, чтобы предупредить развитие психосоматических расстройств и заболеваний, женщине, пережившей спонтанный аборт, необходимо организовать все условия для нормального сна, отдыха, разнообразного питания, прогулок на свежем воздухе и пр. Так, как зачастую они пренебрегают этим, важна уверенная, ненавязчивая поддержка близких. Гормональный дисбаланс, вызванный прерыванием беременности, может не только вызывать нарушения восприятия, памяти, мышления и пр., а и подрывать нормальную работу организма в целом. Поэтому важно следить за физическим здоровьем и максимально способствовать восстановлению гормонального баланса доступными методами (питание, сон, прогулки и пр.)