Жизнь после утраты.
По материалам книги Вамик Волкан, Элизабет Зинтл «Жизнь после утраты» (Психология горевания)РАБОТА ГОРЯОценка взаимоотношений и освобождение.
После того, как мы принимаем смерть своих близких, нам хочется двигаться вперед, перестать чувствовать боль и снова окунуться в жизнь. Эмоциональное присутствие ушедшего человека все еще дает о себе знать, вынуждая нас выстраивать новые и более подходящие взаимоотношения. Этот период преодоления известен как работа горя — термин, предложенный Фрейдом для описания внутреннего и внешнего приспособления, которое необходимо осуществить после утраты.
Существуют две главные составляющие успешной работы горя: нужно заново обозреть взаимоотношения, чтобы оценить, что они значат для нас, и затем перевести их в категорию воспоминаний без будущего.*
Психические двойники.
Мы храним в нашей памяти психических двойников всех людей и вещей, которые населяют или когда-то населяли наш мир. Эти двойники ни в коем случае не являются точными копиями оригиналов. Мы создаем образы психических двойников так же, как художник рисует натурщика, пропуская реальность сквозь фильтр собственного видения, собственных потребностей, фантазий, ограничений и переживаний. Психический двойник может даже не иметь тех особенностей характера человека, которые заметил бы беспристрастный наблюдатель. Но не это важно. Психические двойники являют собой психологически истинную картину взаимоотношений, отраженных в наших переживаниях.**
Способность хранить в памяти образы психических двойников формируется примерно на втором году жизни. Психоаналитики называют это важнейшее достижение детского развития постоянством объекта; оно позволяет ребенку сохранять в своей памяти образы близких людей и дает ему возможность переносить пребывание в одиночестве.*** По мере укрепления способности сохранять психических двойников ребенок может проводить в одиночестве гораздо больше времени. Все мы знаем таких взрослых, которые не могут переносить уединения; скорее всего, это связано с тем, что что-то у них было не так на данной стадии развития. Понятие психических двойников важно для понимания работы горя. Пока у нас продолжаются реальные отношения с кем-то, он или она влияет на нас, и мы соответствующим образом перерабатываем и видоизменяем его или ее психического двойника. Когда он или она оставляет наш мир, переживание реальности затихает или исчезает, а психический двойник все еще существует; его присутствие становится даже более явственным из-за разлуки. Работа горя включает в себя охлаждение чувств,
связанных с утратой, и успокоение психического двойника.****
Обзор и оценка утраченных отношений.
Чтобы оценить, чем были для нас эти отношения и что мы потеряли, мы не спеша рассматриваем их. Мы разбиваем наши отношения на сотни элементов, и снова проигрываем их в памяти, в снах и дневных грезах. Теплые воспоминания вызывают ощущение счастья. Разочарования, несбывшиеся
ожидания, неразрешенные споры и обиды заставляют нас снова и снова испытать разочарование, гнев или печаль.***** Задача обзора состоит в том, чтобы спокойно взглянуть на эти факты и принять их такими, какими они были. Чем значимее психический двойник, тем труднее происходит обзор и тем сильнее боль, которую причиняет стремление к воссоединению. Чем теснее была связь, чем длиннее общее прошлое и сильнее привязанность, тем больше шансов для амбивалентных и противоречивых чувств, и со всем этим человеку нужно справиться, прежде чем горе оставит его.******
Каждый человек или вещь, которых мы лишились, обладает своей собственной значимостью, выходящей за пределы заданной социальной роли или общепринятого употребления.
Существуют вторичные функции, и они усугубляют утрату. […]
Иногда нетрудно выяснить, о каких вторичных утратах идет речь: наиболее типичными среди них являются деньги, имущество, престиж, социальное положение и комфорт. Для семьи, находящейся в состоянии развода, дополнительные трудности возникают из-за возможной нехватки денег; иногда
доход, обеспечивающий ведение одного домашнего хозяйства, должен быть разделен, чтобы обеспечить два хозяйства.
Так как в нашем обществе люди оцениваются по их брачному статусу, то овдовевшие и разведенные часто говорят, что их утрата становится более тяжелой из-за того, что они чувству
ют себя одинокими в обществе, ориентированном на семейные пары.*******
Необходимые условия для работы горя.
Способность к выполнению работы горя в значительной степени связана с процессом нашего взросления. Наша жизнь с самого момента рождения сопровождается потерями. Младенец отказывается от материнской груди, чтобы пить из чашки; когда он начинает ходить, то утрачивает безопасность, которую он ощущал, когда его носили на руках. Если такие перемены происходят в надежном окружении, то ребенок преуспевает в своем развитии и, скорее всего, став взрослым, уже имеет психологическую модель горевания. Успешное развитие предполагает череду расставаний, воспоминание о них — как подъем по лестнице. Когда лестница установлена прочно, мы уверены в опоре и жаждем сделать следующий шаг, чтобы достигнуть новых высот. Если лестница шатается или мы вы вынуждены подниматься слишком быстро, сделанные шаги вселяют страх, не давая ощущения контроля за ситуацией.
При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленнее. Прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены обращаться к не пережитым полностью прежним утратам. ******* […]
Работа горя изнурительна. Бессознательно мы вновь и вновь возвращаемся в прошлое и находимся под его постоянной тяжестью. Более того, поскольку мы возвращаемся к элементам прежних взаимоотношений, мы постоянно сталкиваемся с одиночеством и острой тоской. Неудивительно, что мы чувствуем себя обессиленными.[…]
Понемногу требования настоящего начинают заявлять о себе. Мы хотим освободиться от утраты и продвигаться дальше. Однако часть нашего существа все еще охвачена горем, еще не полностью завершила пересмотр, не готова освободиться. Желание закончить горевание и лишь изредка
вспоминать об утраченном человеке может бессознательно ощущаться как предательство.
Такой эмоциональный стресс создает предпосылки для появления различных физических жалоб и болезней. Люди, потерявшие близкого человека, в течение одного или двух лет после его смерти больше курят, нередко приобретают зависимость от алкоголя, лекарственных и наркотических веществ, чаще сообщают об испытываемых ими болях, по сравнению с теми, кто не перенес тяжелой утраты.
Внешнее отыгрывание.
Проявления работы горя часто входят в нашу повседневную жизнь. Например, судебные разбирательства, являющиеся неотъемлемой частью процедуры развода, создают структуру,
параллельную психологическим разбирательствам, необходимым для того, чтобы расстаться с кем-либо. В идеале, судебный процесс должен помочь разводящимся партнерам оценить свои взаимоотношения, выразить жалобы, сохранить то, что было ценным для каждого из них, и начать жить своей независимой жизнью.[…]
Наши психологические терзания часто проецируется на предметы, которые принадлежали умершему или напоминают о нем. Часто проходят недели и даже месяцы, прежде чем вдовы и вдовцы начинают освобождать шкаф от одежды умершего супруга или просят аптеки не доставлять больше заказанные лекарства. Такие действия, как проведение дома генеральной уборки, прекращение выписки рецептов и отправка одежды в благотворительную организацию, окончательно подтверждают факт смерти. До тех пор, пока мы активно связаны с психическим двойником утраченного человека, мы не готовы пойти на такой разрыв.
Чтобы закончить горевать, мы помещаем психического двойника в память и освобождаемся от его власти. Бессознательно такое отделение может переживаться как «убийство».
В наши взаимоотношения, не отягощенные острым неприятием, виной или зависимостью, мы можем привнести и мимолетную вину, и будущее предательство, и освобождение от уз.
Конечно, большинство таких маневров совершается на неосознаваемом уровне.
Сновидения во время работы горя.
Работа горя может быть прослежена в содержании или сюжетной линии наших сновидений. Такие сны обычно содержат фрагменты проделываемой работы горя: гнев после ухода близкого человека, страстное желание воссоединения, проигрывание динамики взаимоотношений.********
Завершение стадии горевания.
Когда заканчивается работа горя? Самый правдивый ответ состоит в том, что мы никогда добровольно не отпускаем от себя кого-то или что-то, чем мы дорожим. Поскольку бессознательное не имеет временных границ, то, сделав однажды эмоциональный вклад в человека или вещь, мы продолжаем хранить их психического двойника в уголках нашей памяти.
Утрата всегда может ожить и снова причинить острую боль. Даже если мы полностью отгоревали, печаль может возвращаться в годовщины смерти. Эти годовщины могут быть связаны с какими-то важными обстоятельствами или временем дня, недели или года, которое воскрешает в памяти прошлые взаимоотношения или их окончание. Эти возвращения психических двойников, как правило, протекают достаточно обыденно и, при неосложненном горевании, острота их приглушается по прошествии нескольких лет.
Достигая жизненных рубежей, таких как женитьба, окончание учебного заведения, продвижение по службе, мы часто воскрешаем психических двойников важных для нас людей — как бы для того,
чтобы получить их одобрение. Это повторное горевание вполне естественно; мы печалимся об отсутствии любимых людей потому, что нам хотелось бы, чтобы они разделили с нами эти
экстраординарные моменты.
Именно из-за таких возвращений мы можем говорить только о фактическом окончании горя. Это тот момент, когда мы перестаем снова и снова возвращаться мыслями к утрате,
переоценивать происшедшее и эмоционально реагировать на горестные мысли. При неосложненном горевании это обычно происходит, когда нам удается в течение года или двух
не испытывать чрезмерной боли во время праздников и других юбилеев.
Окончание горя уменьшает остроту ощущения, что жизнь состоит из одних разочарований и несбывшихся мечтаний.» (с)
______________________________________
Прокомментирую этот текст исходя из ситуации абьюза в отношениях.
*Жить в токсичных отношениях абьюза, в отношениях, наполненных насилием, страданием, болью, страхами, унижениями, предательством и изменами — это не жить, а существовать. То, что жертва способна чувствовать негативные эмоции, говорит только о том, что она еще жива, и ей хочется жить нормальной жизнью.
Нормальная жизнь с психически нездоровым человеком невозможна, какие бы усилия к реализации этого не предпринимала жертва. Самое страшное, что происходит с женщиной в отношениях абьюза даже не само насилие, а надежда, граничащая с религиозной верой, что абьюзер может изменится. Абьюз — это страдания в прошлом, существование в настоящем и мечта о нормальном будущем.
Для выхода из абьюза, проживания горя после разрыва отношений, необходимо оценить свои отношения. Не сердцем, а логично-критичным умом. Каждый поступок, каждое событие и даже каждую испытанную эмоцию — не «улетая» в клише, что у всех у людей существуют трудности в характере. Да, у всех. Вопрос лишь в том, какой ущерб наносят эти трудности другим людям. Каждый человек индивидуален. Да, это так. Но оцените трезво, из каких компонентов состоит индивидуальность вашего партнера, как проявляется эта индивидуальность в отношениях с вами, с детьми, с родными, с коллегами и друзьями. Если индивидуальность партнера имеет такие компоненты, как склонность к насилию, склонность к изменам, склонность ко лжи, то с таким партнером никогда не будет нормальных отношений. Он никогда не изменится, потому что эти компоненты есть сущность его личности. Вряд ли, находясь в здравом уме и адекватном рассудке, вы выберите себе человека с такими компонентами индивидуальности в спутники жизни. Если вы все таки, осознав его особенности личности, выбираете себе такого в партнеры, то в вас не работает чувство самосохранения, а тараканы в голове объявили многолетний национальный праздник. Потому что магическое мышление выключило логику, потому что вы верите, что своей любовью вы можете исцелить психопата.
Оцените реально свои отношения и примите решения, что им не место в вашем будущем. Запустите работу горя ради себя, своей жизни и жизни своих детей.
**Наверняка, в поисках ответов на свои вопросы вы попадали на эзотерические сайты, да и психологи порой не гнушаются писать об… лярвах. Все это мракобесие от безграмотности — лярвой называют то, что давно носит название в психологии «психологический двойник». При разрыве отношений абьюза именно этот психологический двойник внутри нас самих приносит столько боли и страданий. Задача человека, вышедшего из абьюза, увидеть этого двойника реальным! Не плохим или хорошим, а реальным, через сопоставление реальных поступков и поведения абьюзера с его образом в голове. Очень многое в этом образе придумано психикой жертвы. С учетом того, как перверзные нарциссы и другие темнотриадники мимикрируют под психологический запрос жертвы — придумано достаточно. Осознав, каков реальный человек абьюзер, ваше бессознательное (ни сразу, ой как ни сразу) приведет в соответствие и психологического двойника. А такого несимпатичного двойника захочется «похоронить» как можно быстрее, потому что никаких положительных чувств он вызывать не может. А чувство привязанности, которое у нормальных людей всегда возникает в длительных отношениях, разобьется, как шлюпка о подводные рифы, об мерзость и уродство абьюзера. Ничего, кроме отвращения не будет вызывать человек, который заставил так сильно страдать. Со временем, может и появится к нему сострадание, к такой убогой организации его личности: как мы сострадаем шелудивому агрессивному бездомному псу — мы можем накормить его, но побоимся погладить и взять его в дом. (Конечно это метафора, бездомных собак выхаживают, а любовь лечит и их психическую рану от жестокого обращения. Пса можно изменить, психопата — нет!..если только Бог не сжалится над ним…)
***Любой абьюзер, не в зависимости от типа его психопатологии, имеет уровень психического развития ребенка в доречевом периоде. Неважно, по каким причинам, но у такого типа людей не формируется чувство привязанности ни к кому. Это очень травмирующе для осознания — понять, что о вас в принципе никогда не думали и не думают, что ваш психологический двойник, и даже психологические двойники ваших детей в абьюзере не существуют. Но, увы, именно по этой причине триадники никогда не сожалеют о содеянном, не испытывают сострадания к жертве, и, действительно, не понимают, почему жертва буквально сходит с ума, или, как они часто говорят, «бесится».
**** Для выхода из абьюза необходимо приложить все усилия для «успокоения» (мне больше нравится слово «упокоения») психологического двойника абьюзера. Это возможно только через работу ума, которая приведет к работе психики. Ум осознает много быстрее, чем происходит переключение психики, этим объясняется «я все понимаю, понимаю, что урод, но все равно тоскую, все равно продолжаю испытывать огромное количество негативных эмоций».
*****Оцените реалистично теплые воспоминания из прошлого с абьюзером: кто был настоящим источником этих событий? Даже если и сам абьюзер, то какой вам был выставлен счет за это тепло? И насколько высокую цену вы уплатили? Я поясню. У Тани-танк в жж есть история о перверзном отце: «Был случай, сидим на кухне, печем всей семьей пирожки. Периодически у нас были такие образцово-показательные выходные. Что-то вместе готовили, а потом вместе же смотрели фильм. После такого дня в обязательном порядке был скандал и неделя игры в молчанку.»Безусловно что-то было хорошего в отношениях, но вопрос цены. Выпивая водки, мы тоже можем получить хорошее веселье, но утром заплатим за этот поступок похмельем. А ведь хорошее веселье можно получить еще миллионом разных способов:-)
****** Отношения насилия формируют сильнейшую зависимость, потому что модифицируют ядро личности жертвы — ради агрессора совершаются многократные предательства себя. Насилие ведь нарастает постепенно и градус предательства себя нарастает постепенно, иногда доходя до аномальной температуры, например, когда мать разрешает агрессору насиловать дочь…лишь бы не ушел. И тут жертва абьюза сталкивается с такой же проблемой, как наркоман — чем больше стаж, тем сложнее выйти, а порой стаж такой, что пройдена точка невозврата, запущены необратимые процессы и для физического тела, и для психики.
******* А общество изо всех сил через гендерное воспитание и стереотипы толкает женщину к этой точке невозврата. Здесь работает и «надо быть мудрой женщиной», и экономические инструменты, и социальное давление «не удержала», «бедняжка, без мужа» и т.д.
******* С абьюзером в принципе не может быть здорового расставания (я писала об этом в предыдущей статья — абьзер осознанно затягивает кризис горя, потому что его психика «требует» уничтожить жертву). И кризис горя и работа горя после разрыва отношений абьюза — очень сложный и трудный жизненный этап. Чем выше был градус токсичности и газлайтинга в отношениях, тем серьезнее и продолжительнее «болеет» жертва. В случае токсичных родителей ситуация усугубляется. Как в медицине, тяжесть протекания любой болезни зависит от генетического статуса заболевшего.
******** После разрыва длительных травматичных отношений какое-то время жизнь похожа на кошмар: днем мир сужается до обдумывания ситуации — хождения по кругу навязчивых мыслей, ночь наполнена сновидениями, приносящими и слезы, и душевную боль. Настоящий персональный ад наяву. Такое острое состояние занимает год, подострое — второй год. И ситуация осложняется поведением в этот период триадников.
В первый год высок риск суицида, потому что работа души, которую приходится выдерживать, усугубляется абьюзером, у которых садистическая компонента их индивидуальности А) наслаждается страданием жертвы Б) призывает подтолкнуть жертву к самоуничтожению. (Рекомендую найти записи в блоге Андрея Мальгина о его дочери Насте.)
В 8 случаях из 10 у жертвы даже на уровень осознания не поднимается происходящее (все вроде в рамках обычного поведения, обычного человека). А если даже и осознается, вербализовать этот хорор без помощи из вне — невозможно.
Берегите себя!