ЛОВУШКА ТРЕУГОЛЬНИКА КАРПМАНА

ЛОВУШКА ТРЕУГОЛЬНИКА КАРПМАНАТреугольник Карпмана

В1968 году доктор Стивен Карпман впервые описал психологическую и социальную модель взаимодействия между людьми, которая впоследствии была названа треугольником Карпмана. Другие его распространенные названия: треугольник страданий, треугольник судьбы или драматический треугольник. Большое влияние на эту работу оказал известный психолог и психиатр, создатель такого направления, как трансактный анализ, Эрик Берн. Карпман получил награду в 1972 году за свою модель, и это неудивительно.

Классический треугольник страданий Карпмана включает в себя три роли: Жертва, Спасатель и Преследователь. Также мы познакомим вас с другими уровнями, описанными отечественными психологами в продолжение идей Карпмана: треугольником исследований и треугольником созидания. Вы узнаете, что делать, чтобы выйти из неблагополучных драматических сценариев, и как роли треугольника проявляют себя в пространстве салона красоты.

–1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СТРАДАНИЙ: ЖЕРТВА – СПАСАТЕЛЬ – ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ

С большой вероятностью каждый, кто сейчас читает эту статью, неоднократно побывал в каждой из этих ролей в разных ситуациях в течение своей жизни. И наверняка кто-то находится в одной из этих ролей в этот самый момент.

Посмотрим сначала на роль Жертвы. На наш взгляд, это ключевая роль в этом взаимодействии. Даже Эрик Берн предлагал поставить ее во главу, повернув треугольник этим углом вверх. И в самом деле, без Жертвы остальным участникам компании совершенно нечем было бы заняться. Спасателю некого было бы спасать, Преследователю – некого преследовать. Основная работа Жертвы – страдать.

Страдает Жертва с упоением, самозабвенно: люди, находящиеся в этой роли, видят себя мучениками, они очень обидчивы, у них всегда всё плохо, и изменить, по их мнению, ничего нельзя. Или из-за непреодолимых внешних обстоятельств, или потому, что «такой я человек, всю жизнь так живу и меняться мне уже поздно». Неизменность ситуации должна притуплять присущий Жертве страх: «Да, страдаю, но страдаю стабильно». Тем не менее окружающий мир темен и полон ужасов. При этом для Жертвы характерен еще целый букет негативных эмоций: ревность, зависть, вина, стыд. И всё это держит Жертву в некоем состоянии стагнации, которое противоречит естественному стремлению психики, личности, да и организма, развиваться. И эта борьба отнимает очень много сил, а также создает напряжение, поэтому Жертва очень часто жалуется на усталость и часто это выливается в различные заболевания. Что дает Жертве еще один повод пострадать. Жертва вполне самодостаточна в области поиска поводов для страданий, но ощущения не те, если никто не угнет

И здесь на авансцену выходит Преследователь (он же Контролер). Для него тоже характерен страх, но здесь он заменяется другими эмоциями. На поверхности оказываются агрессия, раздражение, гнев и бессильная злоба. Преследователь стремится всё контролировать, предусмотреть все возможные варианты развития событий (несомненно, мрачные) и сделать всё возможное для всеобщего блага. Какое оно, всеобщее благо, конечно, лучше всего известно ему, Преследователю. Причем как всеобщее, так и ваше личное. Ему присуща иллюзия о возможности контролировать вообще всё в своей жизни и жизни близких, если только приложить достаточно усилий. И если Жертва ответственность за происходящее с ней с себя снимает, то с Преследователем картина противоположная – он берет на себя ответственность за всех: и за брата, и за свата, и за шестиюродного дядьку, а заодно и за фазы Луны. При этом со своими эмоциями и страхами он, как правило, не способен справиться самостоятельно. Зато Преследователь всех окружит своей заботой, даже (и особенно) если его об этом не просят. При таком подходе к жизни у Преследователя тоже очень много усталости и напряжения, которое и здесь может переходить в болезни. Но послание тут другое: «Я для вас всё делаю, а вы не цените, люди вы нехорошие, неблагодарные». И Преследователь начинает давить на Жертву, чтобы она приложенные усилия оценила. Жертва пытается или слушаться и выполнять требования Преследователя, или сопротивляться, но в любом случае опять устает и страдает. И жалуется Спасателю на свою нелегкую долю.

Спасатель всех жалеет, всем помогает. Жертву жалеет за то, что ее угнетают, а она слабая и беззащитная, Преследователя – за то, что тот на себя взвалил непосильную ношу. Спасатель пытается выступить эдакой «Швейцарией», но, по сути, избегает конфликтов. Опять же из-за наличия страха. Здесь страх маскируется жалостью, гневом, обидой и виной. Кого и за что жалеют, мы уже сказали. Гнев и обида здесь на то, что его усилий к примирению и спасению не ценят. Вина за то, что не удается спасти. Если спасти хотя бы в первом приближении удается, эго Спасателя растет как на дрожжах, он смотрит свысока и на Жертву, и на Преследователя и искренне считает, что без него все пропадут. Но всё время всех спасать – работа тоже не из легких, да еще и на два фронта, и Спасатель также постоянно находится в большом напряжении.

Энергия из такой системы постоянно утекает, а что там присутствует во всех позициях – это страх и напряжение. Бывает так, что люди преимущественно находятся в одной из этих ролей. Но чаще в зависимости от ситуации роли меняются: человек переходит из одной роли в другую. Взаимодействие в этом треугольнике построено на манипуляциях, так как проявить искренность и показать свои истинные чувства и потребности мешает страх.

В этом треугольнике всё делается во имя другого, в то время как всё внимание, по иронии, сосредоточено только на самом себе и реальные потребности другого никак не учитываются. Выйти из этого треугольника можно, только превратившись на время в махрового эгоиста и почерпнув энергию в реализации своих заветных желаний. Жертва хочет освободиться от контроля и делать то, что хочет она. Преследователь хочет прекратить всех подгонять и пустить всё на самотек. Спасатель хочет, чтобы его перестали втягивать в конфликты и разобрались с проблемой без него. И каждый хочет расслабиться и подумать о себе.

Чаще всего человеку свойственно исполнять наиболее привычные роли, почва для которых формируется в дисгармоничных ситуациях раннего детства. При этом есть механизмы смещения ролей, которые помогают сохранять контроль над ситуацией и поддерживать токсичную схему манипуляций. Так, Преследователь часто переходит в роль Жертвы, оправдывая свои атаки тем, что его «вынуждают обстоятельства». Может становиться и Спасателем: «Вы настолько некомпетентны, что приходится всё делать за вас». Жертва может переключаться на роль Спасателя, проецируя свою жертвенность на других людей: «Только я могу понять, как ты несчастна». Или она превращается в Преследователя: «Ты виноват во всех моих бедах». Спасатель переходит в роль Преследователя: «Я тебя спас, и теперь ты мне обязан». Или в Жертву: «Я тебя спасаю, но ничего не получаю взамен».

+1-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ – МОТИВАТОР

Очень часто работа над осознанием своей роли и более ответственное отношение к себе выводят нас на более продуктивный уровень треугольника – на плюс первый уровень.

Основным отличием в поведении здесь становится то, что человек больше не поддается на манипуляции и провокации, а следует своим собственным желаниям и выгодам. Так как степень самостоятельности здесь гораздо выше, то партнер воспринимается уже не как источник необходимого ресурса (например, внимания), а как помощник в поиске себя и дальнейшем развитии.

Если рассматривать основной принцип, то для выхода из треугольника страданий, то есть чтобы перейти с минус первого уровня на плюс первый уровень, нужно научиться трансформировать все роли в их противоположности.

Жертва трансформируется в Героя, Преследователь – в Философа, а Спасатель – в Мотиватора. Новые субличности формируют треугольник исследований.

Главной задачей Героя становится изучение себя и мира вокруг. Каковы его собственные желания и место в этом мире. И эмоции здесь уже совсем другие: интерес, азарт, воодушевление, гордость. Если случаются неудачи, то вместо чувства вины приходит сожаление и огорчение. Возвращение чувства вины свидетельствует о том, что человек опять спустился в треугольник страданий.

 

Философ-пофигист – это противоположность роли Преследователя. Вместо того чтобы захватывать себе всю ответственность, которая попадается в поле зрения, Философ отдает каждому его ответственность. Вместо того чтобы критиковать и принуждать, принимает и себя, и Героя такими, какие есть. Даже если сегодня подвиг не удался. Философ анализирует и делает выводы. И кроме прочего, Философ убежден, что всё происходящее – к лучшему.

Мотиватор (он же Провокатор) является генератором идей. Он уже никого не жалеет, потому что понимает, что всё в порядке. Он исследует мир, всё время находится в поиске нового и необычного, в поиске новых авантюр, в которые стремится вовлечь и Героя с Философом. Однако, в отличие от треугольника страданий, здесь участники могут повременить с тем, чтобы бросаться навстречу приключениям, взвесив все «за» и «против». Мотиватор – это такой озорной ребенок, которому всё интересно и у которого каждый день возникает миллион новых «почему?» и «а что если?..».

Когда участники треугольника исследований сталкиваются с участниками треугольника страданий, для последних это бывает довольно болезненно. Если Жертва идет за утешением к Провокатору, она встречает там сарказм и иронию, что для нее больно и обидно. И если у Жертвы нет достаточного потенциала для изменения себя, она обижается и злится на Провокатора.

С Философом тоже картина не радостная. Жертва привыкла жить по указке Преследователя, а у Философа указаний нет, он просто оставил Жертву в покое. И чаще всего тут Жертва впадает в еще большее горе и жалость к себе. Редко – начинает мотивировать себя сама, и тогда это путь к выходу из треугольника страданий.

Но и треугольник исследований не является вершиной развития. Те, кто находится здесь, соответствуют уровню развития здорового, активного подростка. Зрелые взрослые живут в следующем треугольнике.

+2-й УРОВЕНЬ
ТРЕУГОЛЬНИК СОЗИДАНИЯ: ПОБЕДИТЕЛЬ – СОЗЕРЦАТЕЛЬ – СТРАТЕГ

Как правило, на этом уровне автономность участников друг от друга максимальна, так как речь идет о взаимодействии зрелых, самостоятельных, ответственных личностей. Таких в социуме меньшинство (не более 10 процентов), но именно они – двигатель развития во всех сферах.

Отношения в треугольнике созидания имеют дополняющий характер. Каждая из этих ролей не зависит от другой, однако вместе они представляют собой продуктивное трио, которое способно свернуть горы.

Основные эмоции Победителя – это вдохновение и энтузиазм, Созерцателя – благость и покой, Стратега – радость, удовольствие, вдохновение.

Победитель уже знает себя и окружающее пространство и свободно, с наслаждением творит в нем, свободный от критики и осуждения. Как правило, он успешно реализуется сразу в нескольких областях, совершенно не обязательно как-то связанных между собой. Однако дело здесь не в количестве ресурсов, а в глубинном понимании того, что их всегда достаточно.

 

 

Стратег – мужская субличность, которая направляет, разрабатывает планы и указывает, где взять необходимые ресурсы. Главный признак рассудительного Стратега – уверенность. Он отвечает за гармонию между трудом и отдыхом, желаниями и возможностями, за то, сколько ресурсов мы получаем и отдаем.

Треугольник созидания видится его участникам богатым и щедрым, в нем нет места страху и неконтролируемому напряжению. Здесь всегда достаточно ресурсов, нужные события происходят в нужное время, идет постоянное развитие и самосовершенствование, а взаимодействие с миром происходит через игру и творчество.

Подводя итог описанию ролей трех уровней треугольника, хотим сказать, что «чистых» типов не бывает, все мы играем множество ролей в своей жизни. И даже те, кто находится на вершине этой пирамиды, не застрахованы от того, чтобы опять оказаться у ее подножия. Но зная, что впереди на пути саморазвития ждет только лучшее, как-то легче двигаться вперед и с пониманием относиться к ошибкам и падениям, как своим, так и тех, кто рядом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *