Процессинг. Как это происходит?
Олег Матвеев
То, что у нас в голове происходит, можно разделить на три основных категории.
Первая — белая область — то, что нам известно, то, что мы может логически продумать, решить, спланировать.
Вторая, которая разными терминами называется в разных направлениях — бессознательное, подсознание, реактивный банк и т.д. — некая темная область, которая мне неизвестна, у меня нет никакой информации об этой области.
Между ними есть третья — некая серая область, в которой присутствуют смутные ощущения, хвостики мыслей, неясные эмоции… С этой зоной мы работаем в процессинге.
Если человек, скажем, формулирует некое желаемое состояние, например, «хочу быть счастливым», то, очевидно, что у него некоторое смутное представление об этом есть, и показанием к процессингу является смутность этого. Потому что, если бы была полная ясность, то и работать не с чем, а смутное, неясное, непонятное ощущение — это то, с чем мы и будем работать. Это смутное ощущение достаточно легко локализуется в виде телесных ощущений, эмоций, образов, иногда в виде каких-то чувств, метафор. И если научиться на эти вещи настраиваться и исследовать, т.е. заниматься, по сути, неким исследованием этой смутно ощущаемой серой зоны, то там можно найти какие-то ответы, которые могут расширить белую зону — зону, в которой мне все известно. Роль ведущего (процессора) в том, что он владеет различными техниками правильного направления и фокусирования внимания. Он помогает человеку настроиться, правильно направить свое внимание, помогает как-то структурировать эту деятельность по самоисследованию с тем, чтобы он мог эту серую зону исследовать не бессистемно, как это обычно люди делают, а именно систематически и осознанно.
Что происходит в сессии?
Обычно приходит человек, и мы начинаем проведения некой инвентаризации того, что у нас на данный момент есть, что в жизни происходит у этого человека. Я не склонен придерживаться парадигмы психотерапии, которая может очень долго, часами, заниматься исследованием прошлого человека. Я считаю, что это достаточно бесперспективное занятие, долгое, нудное, затянутое. Гораздо проще просто работать с тем, что у человека здесь и сейчас. Просто посмотреть на его состояние здесь и сейчас. И когда эта инвентаризация проведена, мы выделяем 5-6 основных горячих тем для работы. Дальше мы выясняем у человека, что он хочет, чтобы произошло, т.е. определяем некое желаемое состояние.
Если очень просто все объяснять, то у каждого человека есть два состояния. Первое — это его текущее состояние, то, которое есть. Второе — его желаемое состояние, то, которого нет, но которое он хотел бы получить. В принципе, если бы эти две вещи совпадали, т.е. текущее состояние совпадало с желаемым, то не было бы проблемы. Хотя у каждого здорового человека есть какие-то цели, что-то не реализовано, что-то желаемо. И, наверно, у каждого человека, который не занимается систематически какой-либо практикой, есть какие-то барьеры, которые блокируют комфортный темп перемещения от текущего состояния к желаемому. Собственно с этим мы и работаем.
Мы берем текущее состояние, определяем, какие процессы есть здесь и сейчас, берем эти процессы и рассматриваем их. Обычно я задаю вопросы, чтобы попытаться человеку помочь разобраться и смоделировать ситуацию здесь и сейчас, получше понять то, как могло бы выглядеть некое желаемое состояние, и как можно выработать некий переход, маршрут, от текущего состояния к желаемому. Процессы, которые не нужны — аннулируем, те, которые нужны — оставляем, улучшаем и смотрим, что еще можно добавить, создать, смоделировать для того, чтобы к концу сессии у него в голове, в наиболее хорошем варианте, появилась некая модель, из которой следуют определенные конкретные действия, предприняв которые, он сможет достаточно уверенно продвигаться к своему желательному состоянию. Наша задача — как можно быстрее и с наибольшим кпд сделать так, чтобы человек в своей жизни смог предпринять какие-то реальные действия, которые привели бы его к конкретному результату.
К концу сессии он должен, в идеале, выйти в высоко мотивированное состояние уверенности в том, что его желательное состояние достижимо, и он готов действовать ради этого. Он может в энтузиазме, оптимизме продвигаться к этому желаемому состоянию, и у него каких-то внутренних психологических барьеров, самокопания, запускания самопроизвольного ненужных негативных процессов не происходит, потому что это все в сессии было тщательно исследовано и разобрано на предмет того, как оно запускается, отчего оно запускается, что с этим можно сделать, как это можно аннулировать или вообще убрать или скорректировать в позитивную сторону. Ну а дальше уже как бы жизнь наступает.
Обычно я людям говорю, что процессинг не избавляет от необходимости совершать реальные действия в реальном мире. Поэтому, если мы достигли изменения в уме, то после этого рекомендуется человеку начать действовать и посмотреть на результат в реальном мире. На основании этих результатов он уже может увидеть, нужно ли ему еще с чем-то разбираться в своем уме или уже достаточно, и он может теперь комфортно продвигаться к своему желаемому состоянию. Как правило, я работаю в достаточно краткосрочном стиле. Люди проходят у меня 2-3-4 занятия, редко кто больше.
Есть ли в сессии какое-либо внушение со стороны ведущего (процессора)?
Процессинг — это самоисследование, т.е. никакой позитивной или негативной накачки не происходит. У меня нет намерения какими-то своими знаниями или способностями, или своими моделями компенсировать какие-то незнания, недостатки или неспособности ведомого, это было бы неправильно, это означало бы, что я просто беру этого человека и делаю его зависимым от себя. Если у него есть какой-то недостаток, неготовность или неспособность, то мы берем эту неспособность, недостаток или неготовность и тщательно ее исследуем, что она из себя представляет, с понятной целью превратить ее в ресурс, разобрать ее на отдельные процессы, ненужные процессы анулировать, часть процессов может подкорректировать, часть процессов может добавить с тем, чтобы эта неготовность превратилась в какое-то позитивное противоположное состояние. Есть такая очень простая установка, что все ресурсы находятся у человека внутри, он просто не знает где они. Они где-то там. Очевидно, что если в осознаваемой области он их найти не может (белой области, про которую я говорил), можно поискать в серой зоне и можно смоделировать и посмотреть какие процессы там работают и как эти процессы можно использовать себе во благо.
Процессинг приводит к росту осознанности в этом плане. Было бы неправильно делать человеку внушение, это было бы грубым вмешательством. Внушение означало бы, что я в работающую систему внедряю некий элемент, которого там изначально не было и этот элемент взят из меня. На мой взгляд это неправильно. На мой взгляд, у каждого человека ресурс есть внутри. Нужно просто помочь ему исследовать себя и выяснить, где у него эти ресурсы.И ту энергию, которую он раньше тратил на страхи, фобии и боязни превратить в просто энергию и использовать ее в позитивном русле, направляя ее к каким-то желаемым состояниям.
Аналогия компьютерная очень понятна: открыть диспетчер задач, посмотреть какие процессы отнимают больше всего ресурсов и понять, нужны ли мне эти процессы. Потом залезть в автозапуск и — сделать так, чтобы те, которые не нужны, просто не запускались, а те, которые нужны, наоборот, поставить в автозапуск.
Говорят, что время лечит…
Да, время лечит. Допустим, была у человека какая-то травма, например, расстался он с любимым человеком, проходит 20 лет, он про это забывает. Но, в принципе, хотелось бы, чтобы не 20 лет прошло, а чтобы человек мог в течении обозримого периода времени, за час, за два, за одну сессию или за несколько, как-то извлечь жизненный опыт из этого события, сделать так, чтобы он не был болезненным, понять каким образом можно скорректировать это в будущем, чтобы ситуация не повторялась. Сделать так, чтобы жизнь, образно говоря, не представляла собой «День сурка», когда день за днем одно и то же происходит именно вследствие того, что большая часть моих процессов, которая приводит к этому явлению в виде дня сурка каждый день, происходит в серой зоне или может в темной зоне, я их не осознаю, я не знаю как это происходит. Оно происходит как бы само собой. Хотя в общем-то очевидно, логика даже подсказывает, что оно не само собой происходит, оно происходит по каким-то определенным причинам, и причинами являются эти процессы, которые я не осознаю, но они как-то у меня в голове настраивают определенным образом, что я всю жизнь снова и снова притягиваю к себе одинаковые события, одного типа. И, собственно говоря, процессинг состоит в том, что мы можем это все как-то систематически исследовать, а роль ведущего состоит в том, чтобы помочь человеку этот процесс довести до какого-то хорошего результата.
Еще один пример. Если ты молодой юноша и тебя очень волнует вопрос как знакомиться и общаться с девушками, у тебя есть 3 варианта. Первый — ты можешь собрать волю в кулак и сделать это против всякого сопротивления, которое у тебя есть, но тут как бы позитивный результат не гарантируется, может быть тебе еще хуже после этого станет. Второй вариант — это заняться процессингом, и разобраться, что там такое у тебя в голове запускается, что это за процессы и как их можно скорректировать. Может быть часть из них анулировать, часть из них смоделировать, часть немного изменить. Короче, что нужно добавить, убрать или изменить в твоей голове, в твоем уме, для того, чтобы событие произошло оптимальным образом. Третий вариант, наиболее распространенный у людей, — это дожить до 90 лет и не знакомиться с девушками. Лет в 90, или немного раньше, тебя эта проблема отпустит, и тебе все будет все равно. Это может быть утрированный пример, но большая часть людей именно так и поступает. Какая-то проблема есть, они ее, по сути, игнорируют, а потом наступает период жизни, когда эта проблема перестает быть актуальной, и тогда вроде как наступает счастье. Правда назвать такого человека способным трудно, вряд ли он в жизни достигает чего-то реального с таким подходом.