Периоды импринтной уязвимости и критические моменты развития человека.
Часть 1.
В этой статье в общем виде и без особых подробностей собрана из интернета информация о критических моментах развития человека и периодах импринтной уязвимости человека. И многие техники проработки, процессинга и психотерапии так или иначе используют эти данные для приложения к ним своих процессов, внимания и терапии.
Из большинства предлагаемых моделей и теорий, общими критическими моментами и временными периодами в которых могли произойти какие-то травмы и психотравмы, заложиться импринты, и которые могут так или иначе влиять на человека в «здесь и сейчас», есть:
— опыт поколений
— опыт родителей
— определённый период до зачатия
— зачатие
— беременность
— роды
— первое время жизни младенца
— взросление ребёнка
— взрослая жизнь человека
МакФетридж (peakstates.com) предлагает 24 критических момента развития человека. И если в эти моменты присутствовала какая-либо травма, то это накладыватся отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Часть таких моментов находится в периоде до зачатия и раньше, часть — во внутриутробном периоде, часть — на линии жизни тела.
Некоторые из этих моментов, это: *овуляция яйцеклетки, *рождение сперматозоида, *акт соития родителей, *эякуляция, *оплодотворение яйцеклетки, *удар сперматозоида о яйцеклетку, *первое деление, *процесс последующих делений, *имплантация в стенку матки, *травма рождения, *травма перерезания пуповины, *первые месяцы жизни.
В книге МакКолла «Избирательная гипнотерапия» была информация, что в Голландии (видимо тоже методом возрастной регрессии) идентифицировали 22 определённых периода времени во время беременности, когда эмоциональные паттерны могут отпечататься в сознании будущего младенца и потом могут быть распознаны в дальнейшей жизни как поведенческие паттерны.
Первыми (в научном мире) отметили наличие критических периодов развития плода австрийский врач Норманн Грегг (1944) и русский эмбриолог П. Г. Светлов (1960). Основная мысль, заложенная в тезисах этой теории, состоит в том, что каждый этап развития эмбриона в целом и его отдельных органов, начинается относительно коротким периодом качественной перестройки. Этот процесс качественной перестройки сопровождается детерминацией, пролиферацией и дифференцировкой клеток. Именно в это время отмечается наибольшее повреждающее действие многих вредных факторов на развитие плода.
Выделяются следующие критические периоды развития человека:
1. В прогенезе – спермиогенез и овогенез (мейоз).
прогенез — progenesis прогенез. Процесс созревания половых клеток до достижения организмом взрослого состояния
спермиогенез — spermiogenesis спермиогенез. Заключительный этап сперматогенеза, в процессе которого происходит образование сперматозоидов из сперматид, сопровождающееся дифференцировкой их клеточного состава)
Оогене́з или овогене́з (др.-греч. ᾠόν — яйцо + γένεσις — возникновение) — развитие женской половой клетки — яйцеклетки (яйца).
Вставка
Следует обратить внимание, что женская яйцеклетка формируется уже тогда, когда этой женщине есть 3-4 месяца от зачатия — т.е. когда ею беременна её мать. И ситуации и программки её матери в значительной степени могут влиять не только на неё как плод, но и на содержание информации в её яйцеклетках (а в дальнейшем и на плод, который будет формироваться уже из этих яйцеклеток).
2. В эмбриогенезе (эмбриогенез — развитие зародыша):
а) оплодотворение;
б) имплантация бластоцисты;
Бластоци́ста (от др.-греч. βλάστη (blaste) — «зачаток» и др.-греч. κύστις (kystis) — пузырь) — ранняя стадия развития зародыша млекопитающих (в том числе человека).
в) развитие основных зачатков органов и формирование плаценты (3–8-я неделя развития);
г) период усиленного роста головного мозга (15–20-я неделя);
д) формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка полового аппарата (20–24-я неделя);
е) плодный период (период усиленного роста плода);
Вставка
Эмоциональные и физические состояния, испытываемые женщиной в период беременности, могут передаваться плоду и влиять на него.
Согласно МакФетриджу (McFetridge), в момент физической травмы плода, он обращается к матери за поддержкой и принимает за отправную точку то, что мать чувствует в данный момент, что бы это ни было. В результате эта бессознательная ассоциация с безопасностью проявляется в последующем во всех сферах жизни человека, где он бессознательно будет нуждаться в защищенности.
Некоторые исследователи считают, что еще во чреве матери с седьмого месяца беременности ребенок начинает видеть сны, и, вероятно, эти сны передает ему мать. Тем самым ребенок имеет (или может иметь) доступ к ее бессознательной сфере. Аналогичные предположения на уровне интуиции делала Ф. Дольто (Франсуа́за Дольто́ (фр. Françoise Dolto; 6 ноября 1908, Париж — 25 августа 1988, Париж) — французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности.), по мнению которой бессознательное матери и ребенка связаны, и ребенок знает, угадывает и чувствует вещи, относящиеся к его семье на протяжении нескольких поколений.
ж) рождение.
3. В постнатальном периоде:
а) период новорожденности (до одного года);
б) период полового созревания (с 7–8 до 17–18 лет).
Импринтинг (запечатление)
Импринтинг — это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.
Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).
Термин «Запечатление» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти. Запечатление:
— возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный, критический) период времени;
— совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);
— характеризуется необратимостью;
— происходит без пищевого или иного подкрепления.
Конрад Лоренц, автор теории импринта, пришел к заключению, что условием образования стойкой биохимической связи в нашем мозге, то есть программы, является импринтная уязвимость — полная синхронизация деятельности правого и левого полушарий мозга — состояние, в котором мозг работает в режиме Альфа-ритмов. Для человеческого мышления характерны возрастные изменения — так мозг новорожденного ребенка генерирует преимущественно частоты дельта (0 – 4 Гц) и тета (5 – 7 Гц) — грудной ребенок в основном спит. Мозг ребенка до возраста полового созревания работает главным образом в режиме альфа (расслабленное состояние; 8 – 13 Гц) — это период интенсивного накопления информации. Другое дело, что воспринимается вся информация, независимо от качества. В состоянии бодрствования взрослого человека в мозге преобладают быстрые ритмы — бета (напряженное мышление; 13 – 25 Гц) и меньше альфа-волны, связанные с деятельностью коры больших полушарий. Бета-ритмы — способствуют поддержанию созданных ранее процессов и структур психики.
Существует несколько взглядов на то, какие импринты в какие значимые периоды формируются. Наиболее показательными являются Этологический, Биодинамический и Трансперсональный подходы.
Джон Боулби. Этология.
Известный этолог, психоаналитик Джон Боулби, решительно доказывал, что концепции Лоренца и Тинбергена подходят к человеческому развитию. В своей работе «Привязанность» он утверждал, что процесс «импринтинга», в широком смысле понятия, приложим к человеческому поведению в своем общем виде. В частности, он предположил, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. То есть ребенок открыт к определенным импринтам в определенные периоды.
Фазы импринтинга по Боулби, через которые проходит нормальное развитие ребенка, на примере привязанности к опекунам у малышей.
Фазы привязанности:
Фаза 1 (рождение – 3 месяца): неразборчивая реакция на людей. В первые 2 –3 месяца жизни малыши демонстрируют различные виды реакции на людей, но, как правило, они реагируют на людей одними и теми же базовыми способами.
Изначально улыбка, лепетание и плач не избирательны. Ребенок проявляет эти реакции на любого человека, оказавшегося в поле его зрения. Чуть позже Социальная улыбка, лепетание и плач малыша становится реакцией на вполне определенный визуальный стимул (Bowlby, 1982; Freedman, 1974).
Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания на знакомых людях. Начиная с 3 месяцев, поведение малыша меняется. Его социальные реакции становятся более избирательны. Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомым людям. Когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него. Малыши также становятся более разборчивыми в своем лепетании; к возрасту 4 – 5 месяцев они воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают. Кроме того, к этому возрасту (и, возможно, задолго до него) их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура. Наконец, к 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за части нашего тела, но делают это, только если нас знают.
Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной.
Новоявленная исключительность привязанности малыша к родителю также заметна в возрасте около 7 – 8 месяцев, когда у малыша возникает боязнь незнакомцев (fear of strangers).
Фаза 4 (3 года – окончание детства): партнерское поведение.
Привязанность как импринтинг.
Боулби считал, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных. Импринтинг, по Боулби, — это процесс, посредством которого живые существа усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты.
Данный процесс можно наблюдать и у людей, хотя он развивается намного медленнее. В течение первых недель жизни малыши не могут активно следовать за объектами, перемещаясь с места на место, но они направляют на людей социальные реакции. Они улыбаются, лепечут, цепляются, плачут и т. д. — все это помогает удерживать людей рядом. Сначала малыши направляют эти реакции на любого человека. Однако к 6-месячному возрасту они сужают свою привязанность до нескольких людей, и одного в особенности. Они хотят, чтобы рядом был именно этот человек. На данном этапе они начинают бояться незнакомцев и, научившись ползать, следуют за своим основным объектом привязанности всякий раз, когда тот удаляется. Тем самым у них вырабатывается импринтинг на определенного человека; именно он инициирует следование.
На примере интернатской депривации в детских домах Боулби показал, что, вследствие отсутствия импринтов привязанности и любви в соответствующий период (до 8 – 9 месяцев), формируются импринты «отчужденности» часто с необратимыми эффектами на всю жизнь — неспособностью многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов «личностями, лишенными любви»; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся не способными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения (Bowlby, 1953). Возможно, эти люди в детстве были лишены возможности выработать импринтинг на какую-либо человеческую фигуру — установить отношения любви с другим человеком. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.
***************************************************************************