Жизнь как Достижение
Мы зачастую так воспитаны, что всё что у нас есть – это кто-то сделал, это чего-то стоит, это где-то взято, само на голову не упало. И мы очень любим слово “хорошо”.
Все хорошее — стоит труда, усилий и ресурсов. Все хорошее принадлежит тем, кто и сам хорош. Если ты хорошая хозяйка, то еда и порядок у тебя хорошие. Если ты хороший учитель, то у тебя хорошие ученики и их успехи хороши. Если ты хороший бизнесмен, то у тебя хороший доход. И наоборот, у плохого учителя — плохие успехи его учеников, у плохого бизнесмена бизнес никудышний, у плохого танцора пол всегда кривой. И тому подобное.
Успех приравнивается к качеству субъекта его достижения. По качеству достижений личности делается вывод о качестве и самой личности. Когда я это обрисовываю человеку, обратившемуся за помощью ко мне, как к психологу, люди обычно задумываются. Ибо, в таком “конструкте” что-то явно “не сходится”.
Однако, при обращении за помощью в контексте “у меня нет любви (семьи, детей, пассивного дохода, почета и уважения) и, следовательно, со мной что-то не так” — человеку не кажется, что тут что-то “не сходится”.
Мы все часто совершенно автоматически “считаем”, что неудача или отсутствие ожидаемого “результата” свидетельствуют о нашем личностном или человеческом “качестве”.
Как развести по разным углам “бытие с пребыванием” и “действие с достижением”?
По моему мнению, помогает именно разделение переживаний “я живу” и “я действую”, характера деятельности и потока жизни.
Потоком является и сама психотерапия. Она и есть не прямым действием, то есть бездействием и пребыванием. У терапии нет заданного результата. Есть осознанный запрос, фантазии, есть ожидания, есть разочарования, есть смена настроений и тенденций, есть желания. Есть намерение. Но нет точки, к которой мы движемся, видя её перед собой. Мы не видим на самом деле никакой точки в терапии. Объективной точки. Можем конечно и видеть – но это будет наша фантазия. И у нас нет ничего, что бы нам обещало прибытие к этой фантазийной точке. Мы держим, возможно, её в нашем представлении. И это вызывает в нас чувства, например, вдохновения, прилив энергии, желания и любопытства. Но у нас нет никаких возможностей управлять этим так, чтобы фантазия точно превратилась в реальность. Никаких. Не существует деятельностных механизмов управления будущей реальностью. Существует пребывание в актуальной реальности и “выбор” своего состояния в ней, что есть чисто субъективным. Но никак нет объективного управления будущим.
Как же визуализация?
Визуализация бывает настолько различной по внутренней природе, что я даже не стану приводить все её виды и источники. Я доверяю только одному виду визуализации. Визуализации в виде спонтанных ассоциаций. Когда мы не целенаправленно мечтаем о достижении цели, усвоив привлекательный “закон”, что “как намечтаешь, так и будет”, а пытаемся словить вольную волну фантазии у себя в середине.
Я доверяю единственному виду визуализации, когда в расслабленном состоянии человек говорит первое пришедшее ему в голову. Без намерения “сказать что-то хорошее”, а просто сказать то, что действительно приходит к нему на ум, без цензуры. Ляпание всего подряд – вот в такую “визуализацию” я верю. Вернее, в ее “работу”.
Часто человек пугается или переживает неловкость от того, что “внутренние картинки” совершенно не такие, как “хочется”и отражают что-то ужасное и не нужное. Многих пугает и то, что они таки могут воплотиться в реальность или быть “раскритикованы”. И это правда.
Например, когда при мыслях о замужестве (или рождения ребенка) в голове женщины возникают образы насилия, а не картинки счастья. Я наблюдаю часто испуганность и озадаченность такими “неправильными” образами и желание их исправить или вылечить.
Я тогда говорю. Давайте не будем преждевременно отказываться от этих внутренних образов, даже учитывая их “неприятность”. Давайте попытаемся прочесть их тайное послание. Ведь внутри не возникает никогда ничего лишнего. Давайте не будем отказываться от понимания ваших даже жутких фантазий. Потому что их роль – защита вас. НЕ стоит игнорировать то, что вас защищает. Лучше познакомиться, понять и договориться, а не игнорировать.
Наибольшую частоту переживаний своей несостоятельности и “неудачливости” я встречала в теме близких отношений, сексуальных отношений, своей роли жены и матери, а также в вопросах зарабатывания денег.
Люди обычно совершенно не переживают о том, а живут ли они свою жизнь вообще-то, но стабильно переживают о качестве своих действий.
Несостоятельность в этих вопросах действительно “отравляет” жизнь. Жизнь становится зависимой от результативности действий. И требуется, часто, немалое время, пока на примере именно терапевтических взаимоотношений можно будет увидеть, как разнятся на самом деле переживания “я доволен самим процессом” и “я получил результат”.
Успехом психотерапии будет способность ощущать ценность и удовольствие от происходящего без наличия цели и её достижения. Когда приятные и значимые переживания станут не связаны ни с успешными действиями, ни с прохождением плана работы, ни с движением к определенной цели. Когда у личности в опыте начнут появляться (и будут пережиты как ценные) не связанные с ее эффективностью впечатления. Ценности, которые просто есть. И ими на самом деле не очень-то возможно управлять. И как-то странно их “строить”. Они как бы есть и всё. И от этого тепло, легко и приятно.
При этом невозможно не признать, что это как бы и создано и НЕ создано. Без нас этого бы точно не было. Мы тут обязательны. Значит – это не на голову нам свалилось, а с нами как-то связано. Но целенаправленно мы ничего для этого не делали. Мы просто были. И этого стало достаточно, чтобы почувствовать ценность происходящего и удовольствие от него. Поэтому, мы можем сказать, что получилось хорошо. Хотя мы совершенно не старались. И даже не знали, что делать и даже были часто расстроены и разочарованы. И часто нам казалось, что ничто не имеет смысла, что мы занимаемся непонятно чем и что у нас нет вообще никаких результатов
И вот вдруг. Бац. Ниоткуда взявшееся удовольствие, энергия и интерес. Чувство наполненности и счастья. Возникшее без наших действий. Даже при нашем бездействии. Но странном бездействии. Мы все-таки что-то делали. Наше действие было заплатить деньги, прийти, быть, мыслить, прислушиваться, интересоваться, задавать вопросы и давать ответы, концентрироваться на ощущениях тела и расслабиться для отказа цензурировать идеи. Довольно много утомительных действий. Это не было лёгким и простым. Но при этом это казалось полным бездействием и тупиком. Это казалось бессмысленным и путанным. В этом не было ясности и системы. Только начало сессии, окончание сессии, день, час и сумма денег. И всё. Остальное – хаос, куда ветер дунет и сомнения, что настолько непродуманное действо вообще способно хоть чем-то помочь.
И вдруг. Откуда? Переживание ценности и близости. Переживание контакта и связанности. Чувство сопереживания и объединённости. И это, конечно, можно обесценить и не придать этому значения, ведь на самом деле воз и ныне там. Все недоделанные в жизни дела, все неудачи, так и остались не сделанными и неудачными. Ничто не исправлено. Ошибки все те же.
Но что-то стало не так. Почему-то неубедительно начали звучать внутренние самообвинения. Почему-то стало не по себе от внутренних картинок безоблачного счастья и успеха. Картинки стали неживыми и их стало трудно вызывать. На их место пришли ощущения собственного тела, своих актуальных отношений, своих актуальных радостей и удовольствий, горечи и потерь, какими бы мелкими и “ерундовыми” они ни были.
Голос который говорит, что это всё ерунда и выеденного яйца не стоит, стал звучать все реже. Как буд-то некто, догоняющий вагон с проверкой, стал всё реже появляться на горизонте и всё чаще прекращать погоню за поездом, который мчится на всех парах и чувствует, что жив. Либо, как занудная муха перестала жужжать над ухом того, кто мирно лежит на траве и наслаждается летним небом. Либо, как текущая река прекратила вилять в боковые русла, теряя энергию, а потекла ровным сильным потоком, зная – многое еще случится, но вряд ли это сильно меня разрушит.
Способность ставить цели и приходить к ним — никуда при этом не исчезла. Но личность стала жадной на цели. И чувствительной к их собственности. К их “родности и естественности” или “чуждости, навязчивости и напряженности”.
Переживание удовольствие от бытия – это гораздо большее удовольствие, чем приход к цели.
Приход к цели даёт безусловное удовлетворение, которое однако, вновь сменяется неудовлетворенностью. Так как сама эта “неудовлетворенность” живет внутри, а не снаружи. Потому, удовлетворить ее надолго внешними достижениями, призами и наградами, невозможно. Неудовлетворенность если есть внутри, то там и останется, хоть стань британской королевой. И именно эта неудовлетворенность обеспечивает прогресс и развитие ЧАСТИ нашей жизни. Но не все жизни. И только становление самим собой решает вопрос глубинной неудовлетворенности души.
Наслаждение собственным бытием всегда с нами, его не отнять, его не затмить, оно не приходяще. Потому что является огромной частью нас. Является по-сути нами самими. И раз обретя себя, этого уже не потерять.
Достижения в жизни являются лишь одной из ее глав. Но книга под названием “Моя жизнь” от этой главы не зависит так уж глобально.