Простить — значит ЗАБЫТЬ
Если вы быстро прощаете — это хорошо для здоровья. Меньше шансов заболеть тяжелой болезнью.
Если вы не прощаете сознательно и даже думаете о мести — тоже ничего страшного. Это ваше личное право — прощать или не прощать.
Те, кто постоянно говорят, что все простили — ничего не простили
Бывают такие поступки, которые простить трудно: инцест, убийство, насилие, умышленное изощренное предательство…
Все равно сознательное «не-прощение» — это не опасно для здоровья, если есть основания помнить зверства фашистов, скажем.
Заболевают не те, кто прощают или не прощают.
Заболевают те, кто уверяют себя и окружающих, что они все простили и забыли. Благостно уверяют. Постоянно говорят, что все простили.
Постоянно напоминают, что все забыли. Кичатся своей способностью к прощению и перечисляют, как много они простили, как быстро и что именно. И хвалятся своей способностью прощать перед собой и перед другими. И других призывают простить, приводя себя в пример.
И в памяти перебирают все проступки других, которые они лично простили. И вознесли молитву о благополучии врагов…
На самом деле ничего эти люди не простили.
Простить — значит забыть
И жить дальше своей жизнью. Ну, вспомнишь иногда, расстроишься, а потом забудешь снова. И о прощении вообще не думаешь.
А зацикленные на собственном умении прощать люди — вот они и гибнут, и болеют. Потому что обида так и лежит мертвым грузом в подсознании.
Как написал один ученый, «они беременны обидой», но не признают свое состояние. Потому только о прощении и говорят. Мучительное состояние для мозга, в котором должны уживаться две противоречивые программы.
Так что или прощать искренне. Или не прощать. Третьего не дано. Лицемерие перед самим собой обходится дорого, очень дорого.
И иногда лучше сказать: «Это я пока простить не могу. Может, когда-нибудь, а может быть, никогда — не знаю». Этого довольно. Вот с этих слов начинается путь к прощению и освобождению от страданий.