Откуда появляется «страх отвержения» и что с ним делать?
Светлана Назаренко
Человек, пока он жив, может ощущать различного рода страхи… Одни из них бывают полезными: предупреждающими, защищающими, оберегающими, заботящимися, чтобы действительно не произошло чего-либо опасного. Их только желательно уметь считывать в себе и понимать, а еще и чувствовать конечно.
А бывают и… непонятного рода страхи. Которые имеют под собой основание, но выходят из «вне контроля», они появляются из бессознательного. На их зарождение могут влиять, как «издержки» воспитания, так и не пережитые психотравмы, стрессовые конфликтные ситуации… То, что испугало, не было отреагировано и не нашло выхода внутри себя, и не поддалось это состояние никакому объяснению… «Почему это так и именно со мной?»
Один из подобных страхов, который вполне мог прорасти из детства, – «страх отвержения». Внутренний, психологический, душевный страх, эмоциональное страдание, психическая боль от того, что тебя отвергают: не хотят видеть, лишают общения, «играют в молчанку». И вообще — ты мешаешь, ты лишний… Причины такого отношения могут быть совсем непонятны.
Как может видеть ребенок и ощущать подобное к себе отношение, попробую поисследовать и обнаружить, так сказать, некоторые возможные истоки этого достаточно сложного явления…
Тебя (ребенка) не принимают таким, какой ты есть. Не замечают твоей уникальности и неповторимости, отличности от других, а если и видят это, то не в позитивном ключе, а в основном – в негативном. Не признают и не поддерживают, когда ты в этом нуждаешься, не слушают и не слышат… Не уделяют должного внимания: из-за занятости, усталости, раздражения, каких-то своих личностных сложностей. Не играют с тобой, не гуляют, не читают, игнорируют, критикуют по поводу и без…
Получается, что отвержение для ребенка — это, как нелюбовь к нему, его ненужность… Когда этот сценарий переносится уже во взрослую жизнь, то «внутренний ребенок» опасается повторения и копирования того, что было в его детском возрасте.
Боится того страха, который возникал, когда он был беспомощен перед авторитетными фигурами своих близких людей и зависим от их чувств, эмоций, поведения и просто настроения… От их — «люблю-не люблю». Ведь ребенок еще не может делать осознанный выбор и эмоционально очень включен в отношение к нему значимых для него людей… Он нуждается в их безусловной любви и принятии, что является предпосылкой для дальнейшего развития в нем внутренней безопасности и базового доверия к себе и окружающему миру.
Страх отвержения чем-то сродни страху одиночества… А точнее он отдает фоном: если меня отвергнут, то я останусь один и без человека, который так для меня ценен и значим…
Подобного рода страхи непонятны детям и подросткам, но взрослый и мыслящий человек уже может как-то попробовать с этим в себе разобраться. Ну, например… Если отвергнут, то «остановится ли жизнь после этого» или наметятся какие-либо новые ориентиры и перспективы в общении, контактах, дружеских отношениях и более близких… Или, когда возникнет страх одиночества, то, что с этим можно сделать — как понять и принять в себе подобное внутреннее состояние? Акцент все же, думаю, на «сделать»…
Прислушаться к себе, своим ощущениям, понять, что тебе лично интересно и что волнует, будоражит, заводит именно тебя… Прочувствовать наконец и в каком-то смысле свою уникальность, неповторимость и отличность от других… А потом, возможно, пойти вслед за своими желаниями и предпочтениями, потребностями в данный момент жизни. Что-то для себя сделать полезное, обучиться чему-то новому и интересному, открыться для получения другого жизненного опыта и отношений…
И понять, возможно, что детские страхи уже во взрослом состоянии в реальной жизни – это, как «мыльный пузырек», лопающийся от осознания того, что ты – взрослая личность, которая сама в состоянии влиять на свою жизнь и делать свой выбор в ней. А не только кто-то другой своим влиянием извне…
Тогда меняется восприятие — отвержение уже не выглядит, как «бросание», нелюбовь… Приходит понимание того, что в отношениях между людьми просто что-то меняется и становится другим и это, в какой-то мере, даже естественно.
Одиночество уже не пугает, а дает возможности к лучшему пониманию себя, импульс к личностному росту, развитию и открытию чего-то неожиданного в себе… Осознанию того, что твоя одинокость/самость, как некая инаковость, — та же внутренняя свобода от чего-то ненужного и наносного… Это состояние, с которым ты вполне можешь продуктивно и интересно обходиться, а главное — по-своему.
Так что же делать со «страхом отвержения», если он имеет место быть? Очевидно — взрослеть. А это порой очень своеобразный процесс…
********************************************************************************