Тело как метафора
«Нет телесной болезни отдельно от души».
Сократ
В одной замечательной книге по психосоматике «Болезнь как путь» (Р.Дальке, Т.Детлефсен) есть точная и простая фраза, объясняющая связь психики и тела:«Симптом – соматическое уплотнение того, что вытеснено из сознания». Другими словами, как ведет себя орган/система в теле, так ведет себя человек, не осознавая этого.
Тело сигнализирует болью – или беспокоящим симптомом – о дисгармонии в нашей жизни, которую мы не хотим видеть и тем более исправлять. Этим способом тело возвращает нас к целостности восприятия и проживания себя и мира. А вернее, нарушенная целостность словно сама себя восстанавливает при помощи телесного симптома. Причем таким образом, что симптом, или болезнь – это одновременно и отражение проблемы, и способ ее решения. Звучит немного странно, но в плане устройства человеческого тела-ума — это гениально мудрый ход. Телесный симптом четко показывает, где и как человек«халтурит» в своей жизни: это вполне определенная стратегия поведения, разыгранная внутри тела. Стратегия выживания в напряженной, конфликтной ситуации. Этот же симптом подсказывает способ разрешения конфликта более здоровым и гармоничным образом.
В процессуально-ориентированном подходе А. Минделла любые телесные симптомы рассматриваются как союзники, дающие ценные послания из глубины сущности: симптом – это выражение нашего качества, с которым мы потеряли осознанную связь и которое хочет быть услышанным и привнесенным в жизнь. Иными словами, у телесного симптома есть вполне позитивное намерение: указать на утраченную грань души, вытесненное из сознания качество, чтобы расширить наш жизненный потенциал.
Расшифровать послание и психологические корни болезни или симптома можно при помощи телесной метафоры. Это образно-чувственное описание того или иного процесса в теле: какого размера, цвета, температуры, на что это похоже, что оно делает. Например, боль в горле может представиться как горячий металлический шарик с колючками, который ерзает в горле и царапает его; или как плотное резиновое кольцо, сжимающее гортань; или как лезвие ножа, режущего связки – у каждого будет свое описание боли. Это описание – четкое метафорическое отображение неосознанного поведения человека, запускающего данный симптом.
Итак, телесная метафора, созданная при описании симптома, выражает стратегию взаимодействия с миром .Затем нужно сделать простой шаг: «Я – это симптом/телесная метафора. Что я чувствую, что хочется сделать, что мешает»? Таким образом мы начинаем осознавать свои вытесненные модели поведения. Например, «Я — колючий горячий металлический шарик, который шевелится и царапает окружающие его стенки. Мне тесно и хочется выпустить все свои колючки, поцарапать эти стенки, чтобы они расширились, дали мне пространство. Но я боюсь их поранить и сдерживаюсь…» Обращая эту метафору на свою жизнь, мы задаем вопрос: «В какой ситуации ты себя так чувствуешь, так ведешь?» И оказывается, что это ощущение «притеснения» приходит, например, во время разговора с некоторыми близкими людьми. Возникает здоровое раздражение. Однако привычная стратегия в таких ситуациях — «выпускание колючек» — ранит окружающих. Поэтому задача состоит в нахождении более мягкого способа выражения энергии: так, чтобы никого не расцарапать, но и не сдерживать возникшее недовольство; отстоять свое пространство, оставаясь в контакте и уважая другого. Когда этот новый способ общения в напряженной ситуации осваивается и реализуется, боли в горле больше нет необходимости появляться, энергия выражается свободно и экологично. Если я знаю, что мое высказывание не испортит отношения, мне нет смысла сдерживаться.
Мы довольно часто используем телесные метафоры в обыденной речи для описания своего переживания жизненных ситуаций. Вспомните: из меня всю кровь высосали, меня от этого тошнит, я это не перевариваю, мне перекрыли кислород, камень на сердце, руки чешутся что-то сделать и т.п. И даже говоря о боли, мы используем метафоры: что-то колет, режет, давит, тянет. Физически в теле нет колющих и режущих предметов. Это наше переживание боли, ее метафора. Но в этих выражениях не всегда явно описан внутренний конфликт. А именно он порождает телесные симптомы: это остановленные импульсы к действию, заблокированная в теле энергия. Поэтому при создании телесной метафоры болезни и поиске соответствующей ситуации в жизни очень важно найти ту ее форму, в которой конфликт будет очевидным: что с чем борется, что хочется сделать и что мешает. Например, в случае с описанной болью в горле – когда возникает ощущение стеснения, хочется расширить свое пространство, но мешает страх ранить собеседника.
В телесном симптоме всегда есть отражение обеих частей конфликта: если что-то режет, то есть тот, кого режут. Если что-то давит, есть то, на что давят. И в процессуально-ориентированном подходе мы говорим о том, чтобы овладеть силой создателя симптома. Та наша часть, которая создает симптом, является отвергнутой и хочет найти свое выражение. Эта часть содержит в себе силу, которую мы потеряли, запретили себе проявлять. Когда мы находим мудрое, чуткое выражение этой силы, мы обретаем целостность.
Наталья Ефимова