Одиночество в паре. Выйти из оцепенения.
Ирина Дыбова
Когда-то, лет эдак 15-20 назад вы выбрали его.
Сколько вам было? Семнадцать – двадцать – двадцать пять? Это была большая, светлая любовь, трогательная и нежная. Это была страсть и смелость быть вместе.
Вы любили друг друга…
А сейчас рядом с вами совершенно чужой человек, с которым вы не можете расстаться, но и жить вместе с ним невыносимо.
Две параллельные реальности, существующее в одном временном континууме. Такие несовместимо разные, что непонятно вообще как вы умудряетесь временами пересекаться и встраиваться в жизнь друг друга.
Два совершенно не похожих человека. Вы и Он.
Вы по-разному видите мир, вы чувствуете по-разному, вы делаете другие выводы.
ваш мир – это ваш мир. а его мир – это его мир. а между ними пропасть.
С годами эта пропасть становится всё шире. Непонимания и претензий всё больше. Отчуждение превращает отношения в общение двух обмороженных истуканов, которые пытаются скрыть свою ненависть за маской равнодушия и цинизма.
Тренируясь в издёвках и укусах, они делают свою кожу всё более непроницаемой, а границы допустимых издевательств в отношениях всё шире. Вместе с этой границей растёт и пропасть отчуждения.
за маской на лицах не только злость. но и страшная глубокая боль одиночества.
Дорога в отчуждение — привычна, окостенела, наполнена болью, слезами, обидами. Как мешок с костями она гремит за спиной. Чем дальше в отчуждение, тем меньше понимания, обычной человеческой теплоты, сопереживания, нежности, сочувствия. Тем больше холода, раздражения, равнодушия. Каждый шаг в отчуждение – это новый уровень плотности вязкой стены между двумя людьми.
Дорога в близость – непривычна и рискованна. Она требует больших энергозатрат, где каждый шаг делается впервые.
дорога в близость лежит через стыд.
Стыдно и боязно показать свою слабость, ранимость, незащищённость, наивность и глупость.
Дорога в близость – это всегда проба пера, попытка предъявить себя в своей интимности и соприкоснуться с интимностью другого человека.
— А смогу ли я принять его таким?
У каждого из нас есть представления о том , как должен вести себя другой человек. Чего он должен хотеть и о чём думать. Есть большой пласт социальных непреложных истин о том, как должны себя вести настоящие мужчины и настоящие женщины. Эти представления сделаны из гранита. Когда женщина говорит : “Я считаю, что мужчина должен…” – лицо её замирает в надменной маске. Голоса всех бабушек, тётушек, подружек и мамы соединяются в едином порыве – “Не смей, не смей любить его, недостойного! Ты достойна большего! Посмотри – кого ты выбрала!?”
И женщина изо всех сил стараются переделать избранника, дабы не было так стыдно.
Кроме наставлений социума об идеальном мужчине и настоящем мужике в голове каждой женщины живёт образ своего отца. Каким он был, что делал, а что нет. Эта первая дочкина любовь остаётся на веки вечные в душе. Хорошим папа был или плохим, для женского сознания он остаётся эталоном, с которым бессознательно сравниваются все мужчины в жизни. Мама для мальчика также остаётся примером, осознаёт он это или нет.
“он другой. не такой как папа и не такой, как я хочу видеть. он какой-то совершенно другой”.
мы разные, однозначно разные. с разным взглядом на мир и на многие вещи. и чем больше у нас этой разности, тем больше возможностей для взаимодействия, тем больше свободы и места для манёвра.
С самого детства нам внушалось, что мальчики – недотёпы. Их надо учить, перевоспитывать, облагораживать, превращать в человека.
Многие из нас выросли с синдромом Мальвины : “Мальчишки такие невоспитанные! Им надо постоянно напоминать, что надо вымыть руки, убрать носки, выпить лекарство, за ними нужен глаз да глаз, иначе они покалечат себя, сопьются, свяжутся с плохой компанией, пропадут, потеряют дорогу и выберут не то направление”.
Многие из нас уверенны, что мужчину нужно направлять, взращивать, растить, что без нас он беспомощен.
мы пытаемся руководить силой, которая нам неподвластна. эти жалкие потуги смешны.
Мужчины воспринимают всё это с иронией и отмахиваются как от надоедливых, раздражающих мух. Да, когда молоденькая девочка надувает губки и топает ножкой – это очень мило и трогательно, и парень готов что-то делать для неё и ради неё. Но проходят годы. Женщине за сорок. А поведение остаётся прежним. Ни трогательности, ни милости уже нет. Остаётся только раздражение.
Это взаимное раздражение делает всё шире и шире пропасть отчуждения между мужчиной и женщиной.
Неудовлетворённая потребность в любви, ласке, нежности, понимании и поддержке отзывается острой болью в груди; обида душит комом в горле и предательски брызжит слезами при любом прикосновении. Тема отношений превращается в рану, которую предпочитают не бередить, раз и навсегда свыкнувшись с мыслью. – “Мы разные. У нас ничего по -другому не получится. Как есть так и есть.”
С каждым годом отчуждение в отношениях становится всё ощутимее, взаимное раздражение превращается в “холодную войну”, урегулированную “пактом о ненападении”.
отношения движутся в сторону отчуждения, где души застывают в немом крике о близости, подавленным властной рукой обиды.
Женщина до поры до времени лелеет надежду и иногда грезит на сон грядущий, что есть где-то мужчина, который полюбит её и оценит по достоинству. Что этот принц и есть настоящий суженный, он ходит где-то по этой земле, и сам того не ведая, ждёт с ней встречи. Что стоит только собраться с духом и развестись, как появится надежда на яркую, счастливую жизнь.
Но как только мысли о разводе перестают быть только мыслями, отношения пронзает такая боль, как будто вместе с супругом пытаются оторвать часть собственной личности, фактически часть тела.
За время совместной жизни, большого количества лет рядом – мужчина и женщина срастаются друг с другом, как деревья, ветви которых переплетены. И разрыв ощущается как потеря огромной части себя.
Кто-то разводится, но фактически так и остаётся вместе.
Кто-то, столкнувшись с болью и ужасом вдруг разверзшегося одиночества, не решается пересечь этот рубеж.
К отношениям с этого момента прибавляется тихое отчаяние, как бесспорное признание собственной слабости и беспомощности что-либо изменить.
Отношения индевеют, покрываются коркой льда и медленно шаг за шагом движутся по дороге в мёртвое отчуждение.
ДОРОГА В ОТЧУЖДЕНИЕ
Нас очень хорошо научили закрываться, хранить свою внутреннюю боль, пестовать обиды и “быть гордой”.
Проглатывать обиды и носить их в себе долгие годы? — Ха! – проще простого.
Вытравить в себе желание ? — и это под силу.
Научиться не чувствовать, не слышать, не замечать, жить в своём собственном внутреннем мире, соприкасаясь с внешним миром по минимуму – возможно. Туда и идём.
Пестовать в себе ненависть, вести архив обид, становится в позу горделивой самки – конечно. А как иначе?
Ригидность, негибкость – установка на “или ты делаешь, как я говорю или я от тебя отвернусь”приводит к тому, что на долгие годы отворачиваются оба.
РАЗМОРОЗКА. ВЫХОД ИЗ ОТЧУЖДЕНИЯ.
Решение о смене курса – это первый основательный шаг. Далеко не все отваживаются на него.
Но то ли отчаяние становится совсем невыносимым, то ли потребность в близости на время заглушает “голос разума” и позволяет женщине почувствовать своё сердце и увидеть то, что соединяет её с этим мужчиной все эти годы. Но в какой-то момент женщина решает дать себе шанс на близость с этим мужчиной. И с этого мгновения у двух людей появляется возможность разморозить отношения и постепенно шаг за шагом выходить из отчуждения.
восстанавливать близость и любовь в отчуждённых отношениях – это как взращивать тяжело больного ребёнка.
Важно помнить о том, что курс поменян во время каждого разговора, во время всех попыток приблизиться.
Об этих новых, зарождающихся, раскрывающихся отношениях нужно заботиться как о ребёнке, который выходит из тяжёлой болезни и заново учится ходить.
Поддерживать, холить, лелеять, не требовать того, на что он ещё не способен.
Замечать и праздновать первые, даже казалось бы самые маленькие успехи – тёплый взгляд, добрую улыбку, искренний смех, предложение побыть вместе.
Путь навстречу друг другу наполнен ухабами, минами, ямами и “старыми болячками”. На них легко наткнуться, подорваться и плюхнуться в старые обиды и привычные сценарии.
Привычные реакции всегда наготове. Чтобы научить себя реагировать по-другому, нужно настойчиво удерживать курс. Это как езда на велосипеде – сначала нужно много сил, чтобы удерживать равновесие , но через какое-то время езда становится сплошным наслаждением и дарит много приятных часов.)
P.S. Не все отношения стоит сохранять.
Возможность честно посмотреть на свои отношения иногда приводит к глубокому осознанию, что в этих отношениях нечего сохранять.
Здесь как и в первом случае важно принять решение в сторону жизни. И шаг за шагом двигаться в этом направлении. К себе живой, настоящей, к возможности жить другой жизнью.
********************************************************************************