«Я СЧАСТЛИВ, КОГДА СЧАСТЛИВ ТЫ!», ИЛИ «ДУШИТЕЛИ ЛЮБОВЬЮ»

«Я СЧАСТЛИВ, КОГДА СЧАСТЛИВ ТЫ!», ИЛИ «ДУШИТЕЛИ ЛЮБОВЬЮ»

Игорь Бакай

Случается ли вам слышать в свой адрес фразу: «Я счастлив, когда счастлив ты!»?

От кого-то из родственников, друзей, от любимого человека?..

Вспомните, какие чувства вы испытываете при этом?

Если раздражение, злость, гнев или даже отчаяние, то, возможно, рядом с вами человек, у которого сильная эмоциональная зависимость.

И эта зависимость вполне способна «любовно удушать» из самых добрых побуждений…

Эмоциональная зависимость может сформироваться в самом раннем возрасте в отношениях с матерью (или другим значимым Взрослым).

Маленький ребёнок всецело зависит от мамы, от её принятия, одобрения, любви и очень чутко реагирует на изменения её настроения, при этом связывая их прежде всего с тем, довольна ли им мама или нет.

Если ребёнок чувствует, что мама радостная, весёлая, довольная, он это воспринимает как то, что мама им довольна и любит его.

Если же, наоборот, мама в плохом настроении, грустит, раздражается, значит, мама недовольна им.

Соответственно и сам малыш чувствует себя радостно или подавлено в зависимости от маминого настроения.

Нет ещё понимания того, что мама может быть весёлой или грустной совсем не из-за него. Нет отделения себя от мамы.

В дальнейшем в процессе воспитания мама может помогать своему ребёнку постепенно отделять себя от неё (сепарироваться), отделять свои чувства от чувств другого значимого человека, изучать собственные особенности и возможности, чтобы потом, во взрослой жизни, быть независимым и самодостаточным.

Однако если подобная, прежде всего эмоциональная, сепарация не случается, то уже во взрослую жизнь человек приносит с собой свою детскую эмоциональную зависимость, часто даже не осознаваемую им в полной мере.

В отношениях с людьми эта зависимость может проявляться в навязчивой заботе, слишком большом желании всё время чем-нибудь помочь, угодить, пожертвовать; в прямом связывании своего настроения с настроением другого человека, в постоянной немотивированной тревоге за него, в подавленности от даже короткой разлуки; во внезапных вспышках раздражения, злости, гнева на другого значимого человека.

И так как по своей сути эмоциональная зависимость родом из раннего детства и может быть совсем не обусловлена конкретными отношениями с другим взрослым человеком, неудивительно, что этот другой, не имеющий такой сильной зависимости, может испытывать негативные чувства в ответ, воспринимая её проявления как «давление», «нарушение личных границ», «желание тотального контроля», «удушение любовью».

Безусловно, в отношениях с эмоционально зависимым человеком важно осознавать и удерживать свои личные границы.

Но при этом также важно помнить, что его зависимость — не его вина, а скорее беда, если можно так выразиться, и всё, что он делает по причине этой зависимости, как правило, лишено «злого умысла», потому что неопознано им как собственный процесс, совершенно не связанный с другим человеком.

В заключении я хочу отметить, что эмоциональная зависимость вполне поддаётся коррекции в безопасных терапевтических условиях работы со специалистом.

Поэтому если рядом с вами есть эмоционально зависимый человек, отношения с которым вам дороги, то и для вас, и для него в этих отношениях ещё не всё потеряно

***************************************************************************

Запись на индивидуальные сессии  и консультации

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *