Работа с эмоциональной зависимостью
Светлана Шмелева
Эмоциональная зависимость от другого человека часто воспринимается, как настоящая любовь, с мексиканскими страстями, душераздирающими мучениями, бросаниями из крайности в крайность, от моментов небесного блаженства до разверзающейся пропасти отчаяния, из огня страсти в лед отвержения. Даже поменяв партнера, эмоционально зависимый человек раз за разом попадает в такие же отношения. Зачем ему или ей все это? Почему человек соглашается жить, как на вулкане долгие годы, иногда и всю жизнь?
Причина лежит, как всегда, в детстве. Если вы посмотрите на отношения в родительской семье, на контакты ребенка с самыми близкими и любимыми взрослыми, то увидите эту закономерность. Малыш видел только такую любовь, он усвоил и впитал такой тип любовных отношений. Спокойные, стабильные отношения воспринимаются такими людьми, как пресные и скучные, как отсутствие любви. Если они и возникают, то находиться в них долго такой человек не может, они для него непереносимы. Он уходит от постоянства, финансового благополучия, уверенности в стабильности отношений в кайфовое состояние эмоциональных качелей. Ему нужно, чтобы его отвергали, унижали, обесценивали, в надежде, что потом признают, примут, полюбят. Неважно, что эта надежда иллюзорная. И все это для того, чтобы закрыть гештальт важнейших детских отношений.
Однако, незавершенные действия можно завершить без таких длительных мучений, а пройдя терапию. Если идти к источнику проблемы, к первопричине, то работать нужно с той первой детской травмой прерывания любви, в детско-родительские отношения. Как говорят китайцы, если у тебя болит рука, лечить нужно не руку. Об этом и рассказывает пример сессии с клиенткой, молодой женщиной по имени Дарья.
Девушка обратилась по поводу травмы расставания, которая произошла уже много лет назад, более того, этого человека уже не было в живых, а она все еще продолжала страдать, прокручивая внутри себя бесконечные воспоминания, диалоги с молодым человеком и испытывая при этом очень тяжелые эмоции. Даша жаловалась, что в какой-то момент отношений с мужчиной, когда боль от его измен и пренебрежения ею стала совсем невыносимой, с ней что-то произошло. Она как будто окаменела, чувства стали не такими острыми, но она потеряла ощущение себя, стала жить, как в тяжелом сне. Внутри своего оцепенения она чувствовала очень неприятную тревожность, раздражительность, но не могла их выразить, ее чувства как бы застыли, девушка не могла плакать. Даша отмечала также проблемы с личными границами и самооценкой. Ее запрос был: вернуть нормальную способность чувствовать и стать собой.
Молодой человек причинил ей много боли. Даша осознавала, что он был глубоко травмированным человеком, имеющим очень сложную семейную историю. Он пил, изменял, бил ее, издевался над ней. Она все терпела, думая, что сможет победить такое отношение своей безграничной любовью. После расставания жизнь замкнулась на воспоминаниях о нём, долгие годы ни о ком другом молодая симпатичная женщина не могла думать.
Мы работали на пустых стульях. Посадив перед собой образ молодого человека и взглянув на него, Даша испытала боль, обиду на то, что что он не оценил то, что она отдала ему всю себя. Осознание, что она отдала ему всю себя без остатка, и получила в обмен боль и страдания, позволило ей, наконец, выразить свои чувства через слезы. Поплакав, Даша получила облегчение. Образ молодого человека оставался по прежнему притягательным, девушку охватывали сожаления, что они не могут быть вместе.
Мне захотелось пойти в семейную историю и расспросить про взаимоотношения с отцом девушки. Оказалось, что молодой человек очень напоминал отца Даши, он даже носил такое же имя. Маленькая Даша очень любила папу, была привязана к нему. Папа, между тем, пил, гулял, куролесил, рано покинул семью. Дашина мама безумно его любила всю жизнь.
Было предложено посадить на пустой стул образ папы. Даша увидела его молодым, красивым, родным. Она чувствовала, что скучает по нему и одновременно злость на то, что он бросил ее. Она выразила отцу переполняющие ее противоречивые чувства: любовь, боль, обиду. Девушка плакала.
Образ папы отреагировал растерянностью, сожалением. Девушке стало жалко его.
Переместившись в образ папы, став им на время, Даша почувствовала его большую любовь к ней. Из образа папы пришли слова, что он скучает по дочке, всегда любил ее и никогда не забывал. Что он не знал о ее проблемах и сожалеет о том, что не смог ее вовремя поддержать.
Пересев на свой стул Даша плакала слезами облегчения. Оказалось, что папа всегда ее любил даже на расстоянии, просто не всегда мог донести это.
Даша видела, что образ папы держится руками за голову и тоже плачет.
Переживание единения с папой позволило Даше наполниться его любовью, принять ее и выразить ему свою любовь. Девушка отпустила образ папы, очень тепло попрощавшись с ним. При этом она отделила свою жизнь от его, став отдельной независимой личностью со своими жизненными ценностями и целями. Даша ощущала спокойствие и умиротворение.
Дав девушке побыть в этом состоянии и наполниться им, я попросила ее взглянуть теперь на образ молодого человека. Он по-прежнему сидел в той же позе.
Даша сказала: «Нет, не может быть! Я ничего не чувствую к нему. Наверное, я ошибаюсь. Такого не может быть!»
Проверив ее реакцию еще раз, мы убедились, что эмоциональной зависимости больше нет. Даша смогла легко проститься с молодым человеком, испытывая лишь облегчение и спокойствие. Она ощущала освобождение, ее внутренние ощущения говорили о том, что она вернула свое утраченное «я».
Вся работа заняла две сессии, одна из которых была почти полностью посвящена сбору анамнеза. Даша обещала, что сообщит мне в случае возвращения неприятных симптомов или признаков тоски по молодому человеку. Но, больше она ко мне не обращалась
*********************************************************************************