Молчание инфантелят
Лана Тайгес
Инфантеленок — термин совсем не научный. Когда-то давно одна моя подруга сказала так в шутку об одном своем ухажере: «Взять что ли этого Инфантеленочка на воспитание? И воспитать под себя». Так и прижилось с тех пор это словечко в нашей компании.
Откуда берутся Инфантелята?
В детстве их очень любят, окружают заботой и вниманием. Так окружают, что расти им просто некуда.
Потом их передают с рук на руки — мужьям-папикам или женам-мамикам. Начальникам на работе, торговым агентам на улицах и политикам в телевизоре.
Они — хорошие исполнители. Они не хотят ничего решать. Они хотят на ручки.
Они во многих отношениях удобны, но однажды вдруг оказывается, что эти милые создания — те еще манипуляторы.
Разумеется, в большинстве случаев они и сами не понимают, что манипулируют окружающими. Просто по-другому общаться они не умеют. В психологии это называется «невротической игрой» — когда человек действует по одному и тому же сценарию, наступая на одни и те же грабли. Люди в этой игре могут меняться, но сценарий остается одним и тем же. Сам сценарий не ясен и не осознаваем — осознается лишь очередной удар граблями по лбу: «Опять? За что?!»
Во что любят играть инфантелята? Вот несколько любимых ими игр.
Игра №1 «Красная шапочка»
Классический «треугольник Картмана»: Агрессор-Жертва-Спасатель.
Инфантеленок, конечно, берет себе роль жертвы. Две другие — могут распределяться самым разным образом, но обычно достаются тем кто ближе всех — родственникам.
Например, барышня постоянно попадает в переделки: то к ней на улице хулиганы пристают, то начальник на работе никакой жизни не дает, то сантехник матом ругается. Хорошо что в самый критический момент появляется муж и ее спасает. Скорее всего, они так и познакомились- он ее от кого-то (или от чего-то) спас. Так и будет продолжаться… пока он сам вдруг не перейдет в статус агрессора, утомившись от такой веселой жизни с барышней — магнитом для неприятностей.
Другой вариант — постоянную роль агрессора играет «злой и жестокий отец», от которого муж постоянно спасает…
Более утонченный вариант — девушка сама играет и жертву, и спасателя.
«Видишь ли, я не Орландина.
Да, я уже не Орландина.
Знай, я вообще не Орландина.
Я — Люцифер!
Видишь, теперь в моих ты лапах,
Слышишь ужасный серы запах?
И гул огня?»
(Герой песни Алексея Хвостенко «Орландина» гуляет ночью по городу и встречает плачущую девушку, в которой узнает свою давнюю и видимо — довольно близкую — знакомую Орландину и даже вспоминает, что чем-то ее обидел. Она заманивает его сладкими обещаниями «вернись — я все прощу», но как только он пытается заключить ее в объятия — оборачивается Люцифером. Прогулка для него оказалась последней).
Женщина какое-то время живет с агрессором, терпеливо снося все его издевательства. Наконец чаша ее терпения переполнена и она подает на него в суд, хладнокровно собрав все подтверждения и доказательства его многолетней тирании, либо нанимает бандитов, дабы они с ним «разобрались», либо… берет в руки топор и разбирается с ним сама, бывает и такое.
Почему она столько лет терпела? Почему не сказала твердое «нет» при первых же признаках агрессии? Вот это и есть инфантелизм — непонимание своих границ, неумение их отстаивать, «розовые очки», в которых любимый обязательно «станет таким, как она его придумала». Факты реальности, не вписывающиеся в эту идиллию, попросту игнорируются. В какой-то момент все же инстинкт самосохранения берет свое и тогда уже любые этические нормы и здравый смысл отступают за задний план.
Встречаются Красные Шапочки и мужеского пола — здесь роли обычно делятся между женой и любовницей. Например: жена-стерва (агрессор), которая постоянно пилит и унижает, на другом полюсе — добрая и понимающая любовница, к ней инфантеленок ходит поплакаться в жилетку. Обычно на эту роль попадаются юные девы, наивно полагающие, что спасенный ею возлюбленный уже совсем скоро бросит свою жену-монстра и заживут они счастливой семейной жизнью. Но в результате он почему-то бросает не жену, а ее, поскольку при первых признаках требовательности и нетерпения — она сама превращается для него в агрессора, а эта роль в его игре уже занята.
Другой вариант — любовница-стерва (она значительно моложе, богаче, успешнее (нужное подчеркнуть) — снисходит до инфантеленка время от времени, тираня его своими насмешками и нелестными сравнениями с более крутыми мужиками. Обычно такие дамы сменяют друг друга, ибо наигравшись с инфантеленком бросают его безо всякого зазрения совести. Дома инфантеленка ждет жена-терпелка, она безропотно сносит его похождения и даже утешает после разрыва с очередной агрессоршей, лелея надежду, что уж этот случай — точно последний.
Игра №2. «Капризная принцесса»
Она мила, скромна и обаятельна. Умеет производить хорошее впечатление. В отличие от «Красной Шапочки», постоянно выбирающей «не тех парней» и оказывающейся «не в то время и не в том месте», «Принцесса» выбирает исключительно положительных, влиятельных мужчин, как правило — значительно старше себя. В детстве она была любимой папиной дочкой и чувствовала себя прекрасно под его крылышком. Своего мужчину она готова слушаться, но за это он должен осуществлять ее желания.
В чем подвох? Только в том, что ее желания оказываются принципиально невыполнимы. Четко их сформулировать она не может, поэтому партнеру приходится постоянно угадывать, чего же она хочет.
Например, Принцесса говорит:
— Поедем отдыхать на море!
— Хорошо. Куда-нибудь в Европу?
— Давай!
— А может на Гоа?
— Ой как здорово!
— Или на Бали?
— Точно, говорят это просто рай!
— Так ты сама куда хочешь?
— Мне все равно, главное, чтобы мне понравилось.
Какая хорошая, покладистая девушка! — думает мужчина. И конечно, решает сам куда они отправятся отдыхать. Но тут начинаются сюрпризы: Ее Высочество все время фыркает, капризничает и обиженно надувает губки. Ей не нравится ничего — начиная самолетом и заканчивая завтраком в отеле. Получается, что мужчина виноват. Она же позволила ему самому все решать, с одним лишь условием — чтобы ей понравилось. А ей — не понравилось.
Так повторяется раз за разом, пока мужчина не научится останавливать поток капризов сердитым взором, категоричным отказом, а то и кулаком по столу. Принцесса быстро учится понимать, в какой момент стоит остановить капризы и радоваться тому, что уже удалось получить.
В мужском варианте «капризный принц» обычно «отрывается» на жене, сильно смахивающей на маму. Иногда он не работает, но может и занимать какую-то скромную должность в неприметной конторе. В любом случае, жене будут высказываться постоянные претензии: ужин не вкусный, новые шторы не того цвета, носки всегда не на месте. Это не крики и не угрозы, как это бывает в случае с агрессором, а именно капризное брюзжание обиженного ребенка. Жена постоянно страдает от чувства вины и расстраивается, что не может угодить инфантеленочку. Так и будет страдать, пока не научиться временами превращаться в «злую маму», способную сердито стучать по столу если не кулаком, так поварешкой.
«Принцы» и «Принцессы» вырастают в семьях, где о детях прекрасно заботятся, но не интересуются их собственным мнением. Пока ребенок совсем мал — папа и мама действительно «лучше знают» и их нужно слушаться. Но постепенно ребенок обретает способность самостоятельно прислушиваться к своим желаниям, понимать их, сопоставлять с реальностью, брать на себя ответственность за последствия… Но для этого требуется помощь родителей: спросить у ребенка чего он хочет, помочь разобраться. На это нужно время, силы и очень много терпения. Гораздо легче продолжать все решать самому, требуя от ребенка лишь послушание и благодарность.
Игра №3 «Даблбайнд» — двойное связывание
Именно к этому типу игр относится известная мамина директива: «Закрой рот и ешь суп»!
Или: «Стой там — иди сюда»
Противоречащие друг другу установки могут быть произнесены не одновременно, однако относиться к одной и той же ситуации. При этом оппонент оказывается загнан в угол двумя противоречивыми указаниями (или установками).
— Почему ты мне не звонишь? — Перестань мне постоянно названивать!
— Ты мне совсем не помогаешь на кухне! — Не смей трогать посуду, плиту и кухонный камбайн!
— Когда ты уже научишься водить машину? — Женщин нельзя пускать за руль!
— Почему ты мне не рассказываешь о своей работе? — Не грузи меня своими рассказами о работе!
Знакомо?
Это может касаться абсолютно любой темы. Главное — как ты ни поступишь — все равно окажешься виноватым. Инфантеленок будет сердиться, обижаться, жаловаться на невнимание и непонимание. Он сам от этого страдает и не понимает, что происходит. Партнер в конце концов либо отдаляется на безопасное расстояние, удивленно пожимая плечами, либо получает комплекс неполноценности, все больше втягиваясь в эту игру.
Пришло время раскрыть карты.
Что заставляет Красную Шапочку искать приключения на свою голову? Почему Принцессе никогда нельзя угодить? Откуда берутся противоречащие друг другу желания? Все это портит жизнь прежде всего самому Инфантеленку, не говоря о его окружении.
Вся беда в том, что Инфантеленок действительно не знает, чего он хочет. Он не в контакте со своими чувствами и желаниями. Его не научили этому. Зато хорошо научили выполнять чужие желания, быть послушным и хорошим. Но человек ничего не станет делать просто так. За свое послушание и хорошесть Инфантеленок ожидает… счастья! Но ожидает он его не от себя, а от других. Сам он не знает к нему дороги и не умеет ее найти.
— Петечка, иди домой!
— Мама, я замерз?
— Нет, ты проголодался.
Так человек привыкает обращаться к другому, более авторитетному партнеру для понимания собственных желаний, состояний, ожиданий от жизни. Так он остается ребенком (на психологическом уровне) всю свою жизнь. Он отказывается от взросления в обмен на защищенность, безопасность и безответственность.
Бытуют распространенные иллюзии: «Выйдет замуж — повзрослеет», «Женится — остепениться».
Лучше сразу забудьте об этом.
Взросление предполагает прохождение инициации — специального опыта, связанного с проживанием суровых испытаний. Путь взросления мальчика описан в многочисленных сказках о сражениях с драконами, Кащеями и прочими чудовищами. Путь взросления девочки — это встреча с ведьмой в глухом лесу (например, в сказке «Василиса Премудрая»), общение с лесными духами или иными существами потустороннего мира. Смысл тут в том, что для взросления необходимо принять вызов, встретиться лицом к лицу с самой Смертью, чтобы получить право быть взрослым. Мальчик доказывает, что он достаточно силен и отважен, девочка — что она способна слышать голос своей интуиции и своего сердца.
Только после этого человек получает право создать семью. Вовсе не наоборот.
Инициация мальчика — задача мужского сообщества, инициация девочки — женского.
Так что оставьте надежды «взять Инфантеленочка на воспитание и воспитать его под себя». Вы будете втянуты в ее/ее невротические игры всерьез и надолго. Впрочем, если вам приходят в голову такие мысли — скорее всего и ваша инициация еще впереди.
********************************************************************************