Признаки самоактуализирующейся личности по А. Маслоу
Пирамида потребностей Маслоу.
Маслоу утверждал, что всю совокупность потребностей человека можно описать в виде иерархической структуры, в которой внизу располагаются более «земные» потребности, а наверху — более «духовные». По мысли Маслоу, человек не может испытывать потребности верхнего уровня до тех пор, пока не удовлетворит потребности предыдущего.
Вот эта иерархия:
Потребность в раскрытии внутреннего потенциала, потребность в эстетике, познавательная потребность — Маслоу называл это самоактуализацией
Потребность в уважении
Потребность в привязанности, любви и принадлежности к социальной группе
Потребность в безопасности
Физиологические потребности (еда, сон, жажда и т.д.)
Соответственно, если мы не удовлетворим потребность в питании, то мы ради этой потребности будем жертвовать не только эстетическими переживаниями, не только обесценим значение поддержания своей репутации, но часто будем готовы жертвовать даже собственной безопасностью.
Критика
Данная модель очень много критиковалась и критикуется в основном за то, что она не очень универсальна. Безусловно, не нужно долго искать примеров, подтверждающих, что данная модель имеет смысл, но можно найти и множество примеров, в эту модель не укладывающихся. Множество художников, писателей поэтов писали одни из самых ярких работ в наиболее кризисные моменты своей жизни — в условиях гонений, в репрессиях, поэтому можно ли говорить, что неудовлетворенная потребность в безопасности всегда «убивает» потребность в эстетике и раскрытии внутреннего потенциала — большой вопрос.
В истории церкви можно найти множество примеров, когда люди достигали святости несмотря на гонения, а многие еще и сознательно ставили себя в сложные условия и ограничивали себя в самых базовых потребностях, но это не мешало им раскрывать внутренний потенциал. Более того, характеристика их личности очень соотносима со сформулированным Маслоу описанием личности, достигшей пика своего развития.
Почему эта модель может быть нам полезна?
В общем, вопросы к этой модели есть, но своя правда в ней тоже есть. Помимо того, что данная модель может помочь нам провести структурную оценку того, насколько у нас удовлетворены те или иные потребности и продвигаться на пути к реализации своего потенциала, мне доводилось наблюдать и очень практическое применение этой пирамиды. На нее иногда ссылаются, когда обосновывают нежелание читать книги, повышать свою квалификацию, когда стремятся договориться о более выгодных условиях сотрудничества)
Признаки самоактуализирующейся личности по Маслоу.
1. Более эффективное восприятие реальности.
Восприятие мира правильно и беспристрастно. Умение видеть действительность такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Меньшая эмоциональность и большая объективность не позволяет вмешиваться надеждам и страхам, за счет этого человек лучше общается, лучше переносит сложные ситуации, лучше оценивает обстановку. Это помогает не бояться проблем, которые не имеют однозначных решений.
2. Приятие себя, других.
Самоактуализирующиеся люди могут принять себя и других такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. У этих людей нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.
3. Непосредственность, простота и естественность.
Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Они могут приспосабливаться, чтобы не портить отношения с другими людьми.
4. Центрированность на цели.
Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
5. Независимость: потребность в уединении.
Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди не просто хорошо переносят, а даже нуждаются в одиночестве.
6. Автономия: независимость от культуры и окружения.
Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимы от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна “правильная” академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде. В этом смысле он представляет собой “самодостаточный” организм.
7. Свежесть восприятия.
Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
8. Пиковые, или мистические переживания.
Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал пиковыми переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой.
9. Искренний интерес к другим.
Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, у них все равно есть искреннее желание помочь окружающим. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.
10. Глубокие межличностные отношения.
Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем “обычные” люди.
11. Демократичный характер.
Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые “демократичные” люди. У них нет предубеждений и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.
В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: “Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти”.
12. Философское чувство юмора.
Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то самоактуализирующегося человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.
13. Креативность.
Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности. Например, говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!
14. Сопротивление окультуриванию.
И наконец, самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны. В данном случае речь идет скорее о том, что следование нормам — это не выполняемое ими правило, а их собственный внутренний выбор, при этом если в каких-то моментах они с правилами не согласны, они не обязательно будут любой ценой с этими правилами бороться, но могут и бороться когда в этом есть смысл.
***************************************************************************