РАЗГОВОР О СМЕРТИ
Ирина Стуканева
По роду профессии мне довольно часто приходится соприкасаться с темой смерти. Эта моя заметка сейчас более направлена на коллег, нежели на клиентов. Возможно, кому-то покажется полезной.
Психотерапевту в работе с клиентами с темой смерти важно проанализировать собственные установки и чувства к смерти. Предлагаю вам такой опыт — прикосновение к этой теме. Возможно, в ходе чтения возникнет вот тот важный вопрос: «Каково всё-таки моё отношение к смерти?».
А если есть вопрос, то ответ обязательно отыщется.
Смерть трудно игнорировать. «Вопрос о смерти «чешется» беспрерывно, не оставляя нас ни на миг; стучится в дверь нашего существования, тихонько, едва уловимо шелестя у самых границ сознательного и бессознательного. Спрятанный, замаскированный, пробивающийся наружу в виде разнообразных симптомов, именно страх смерти является источником многих беспокойств, стрессов и конфликтов» Ирвин Ялом «Вглядываясь в солнце или Жизнь без страха смерти»
Человеку очень трудно представить собственную смерть. Сам процесс умирания мы представляем себе со слов умирающих, а состояние после смерти представить себе невозможно. Смерть относится к предопределённой судьбе человека, но отношение к смерти у каждого человека своё – это собственное философское представление о смерти, сформированное его предшествующим жизненным опытом. К тому же, оно изменяется соответственно возрасту.
Отношение к смерти зависит от воспитания, традиции, религии, общества и своего жизненного опыта. Если даже о смерти открыто не говорят, то определённые установки уже содержатся в воспитании ребёнка и передаются ему через образ действия окружающих. Это и отношение родителей к здоровью ребёнка, и отношение к смерти, демонстрируемое в семье. Отношение к смерти в микросоциуме. Отношение к смерти связанные с национальными особенностями религии и культуры.
Важно научиться различать отношение к смерти и страх смерти.
Встреча со страхом смерти может быть внезапной. Это потеря кого-то из близких или тяжёлая болезнь. Или просто внимательный взгляд на себя в зеркало. Это проявление старости – как потеря выносливости, морщины, облысение. Рассматривание старых фотографий своих или родителей — например, определение своего внешнего сходства с родителями в возрасте, когда они воспринимались как старики, встреча с друзьями после долгого перерыва, когда оказывается, что они так постарели. Конфронтация с личной смертью (“моей смертью”) — это ни с чем несравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительное изменение всей жизни человека. “Физически смерть разрушает человека, но идея смерти может спасти его” Ирвин Ялом. Смерть действует как катализатор перехода из одного состояния бытия в другое, более высокое — из состояния, в котором мы задаемся вопросом о том, каковы вещи, в состояние потрясенности тем, что они есть. Осознание смерти выводит нас из поглощенности тривиальным, придавая жизни глубину, остроту и совершенно иную перспективу.
Зачастую страх смерти порождает сильный стресс, когда человек полностью отождествляет себя с чем-то. Например, «Я — это моя сексуальная привлекательность» , «Я – это моя работа, карьера», «Я – это моя семья». И тогда потеря работы, физическое старение или развод воспринимается как угроза жизни.
Хочу предложить вам упражнение, которое можно использовать в работе с клиентами, испытывающими тревогу перед лицом событий вроде бы такую тревогу не оправдывающих. Тревога, как угроза продлению существования. Это упражнение на разотождествление и называется «Кто я?». Ирвин Ялом ссылается на него в своей книге «Экзистенциальная психотерапия», автором является Джеймс Бьюдженталь.
Упражнение «Кто я?»
На отдельных карточках дайте 8 важных ответов на вопрос : «Кто я?».
Следующий шаг: посмотрите на 8 ваших ответов и расположите их порядке значимости и центральности. На верхней карточке — пусть окажется менее важный ответ, а на нижней – наиболее важный.
Теперь я предлагаю вам сосредоточиться на карточке и на ответе, который оказался в самом верху. Как бы вы себя чувствовали, отказавшись от этого атрибута?
Через пару минут перейдите к следующей карточке.
И так далее – все восемь.
Побудьте в этом состоянии. Прислушайтесь к себе, к своему Я, к своей сущности. Вы – есть!
Теперь в обратном порядке верните себе все ваши качества.
Проходя весь цикл, и последовательно отказываясь от все более значимых для себя вещей, человек замечает, что в конце все равно остается что-то, что у него есть, пусть он и отказался от остального. Это переживание углубляет его понимание, как затруднений, которые в данный момент жизни присутствуют, так и целей, которые человек ставит перед собой в их решении.
Психотерапевтическая работа со смертью идёт в двух направлениях: работа со смертью близкого человека (ситуация потери) и работа личной философской концепцией смерти.
Работа со смертью близкого человека связана с основными особенностями:
1) Человек встает перед лицом трудной перемены в его жизни. В психоанализе это называется «работой горя». Особенно тяжелой становится утрата, если умерший человек идентифицировался у клиента во многих сферах жизни. Часто в этих случаях человек «как бы умирает» вместе с ушедшим из жизни. Психотерапевтическая работа строится на нахождении тех областей жизни, где эта идентификация была бы минимальная или отсутствовала. Уделяется внимание тем актуальным способностям клиента, которые задействованы в этих областях. И этот опыт переносится в сферы жизни, которые оказались ослаблены, в связи со смертью близкого человека.
2) Смерть близкого человека часто вносит в жизнь оставшегося в живых значительную перестройку (ломку). Человеку приходиться брать ответственность за многие проблемы жизни на себя, вместо того, чтобы делить их с близким человеком. В этом случае работа терапевта акцентируется на стадию ситуативной поддержки, как бы постоянно изыскивая внутренние ресурсы (те сильные стороны человека) на которые он может опереться.
3) Люди, «носящие траур» несут предписанную обществом особую роль. Они получают соболезнования и выполняют гласные и негласные строгие ограничения. Волей или неволей они держаться вдали от всяких развлечений. Как бы не соответствовали эти ограничения в начале траура потребности и настроению самого носящего траур, но именно при этих обстоятельствах часто возникает чувство вины, страха, агрессии, внутренние и внешние конфликты. Работа с этими проблемами также важна.
4) Религиозная переработка смысла смерти часто помогает человеку. Религиозные традиции смягчают остроту горя.
В результате переработки этих сфер жизни и в ходе терапии человеку предлагается переосмыслить свою собственную жизнь, понять условия и шансы того, что нельзя вернуть.
Основные принципы, которых придерживаюсь в работе с темой смерти, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Жизнеутверждающий принцип.
Поиск ресурсных состояний индивидуальных для каждого клиента. Анализ настоящей жизни. То, что есть, на что можно опереться. Во всех сферах жизни.
2. «Научение» клиента различать отношение к смерти, как к данности и страх смерти.
«Боже, дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мне любви принять то, что я изменить не могу. И дай мне мудрости отличать первое от второго»
3. Страх перед смертью – явление дифференцированное. Связан с телом, актуальными способностями и отношением к прошлому, настоящему и будущему.
При дифференцировании становится понятнее содержание страха смерти, то в какой одной или нескольких жизненных сферах он локализуется. Это может быть сфера тела (боязнь возрастных изменений, физических страданий); сфера деятельности (боязнь незавершённости: работа, карьера, проекты); сфера контактов (страх потери отношений); сфера смыслов (отсутствие традиций в отношении смерти и верований о «потустороннем» мире).
Эмоциональное содержание отношения к смерти находится в базовых эмоциональных установках детства. Это, ещё раз повторюсь, во-первых, отношение родителей к здоровью ребёнка. Если в детстве он получал тревожно-мнительный тип воспитания со стороны родителей, бабушек и дедушек, особенно подкрепляемый такими высказываниями: «Если будешь плохо есть, то заболеешь и умрешь …» или «Необходимо срочно идти к врачу, иначе это может плохо закончиться …» Такой подход мог вызывать в ребенке тревогу, которая, зачастую, не осознавалась. Поэтому частые запугивания при отсутствии размышлений и спокойных разговоров о сущности смерти могли сформировать еще в детстве страх.
Кроме того, взрослые своим поведением очень часто демонстрируют свой страх перед смертью, который проявляется в осторожности в общении с онкологическими больными, тревожность и беспокойство, существующие на похоронах, предрассудки, существующие в отношении примет, связанных со смертью. Ребенок впитывает эту атмосферу и фиксирует как негативный опыт.
Отношение к смерти формируется не только близкими родственниками ребенка, но и тем обществом, который его окружает. Это тесно связано с религиозными и культурными традициями той местности, где человек провёл своё детство.
Суть этих установок также проясняется в ходе терапии.
Боюсь ли я смерти? Да, боюсь. Боюсь того, что стану немощной и не смогу сама ухаживать за своим телом. Боюсь, что какие-то мои дела останутся незавершёнными. Боюсь, что моя смерть может причинить боль людям, которых люблю.
Как с этим справляюсь? Если в сфере тела – то это здоровая забота о теле уже сегодня. Это не гарантирует мне бессмертие, но наполняет мою жизнь сегодня, сейчас прекрасными физическими ощущениями. Если в сфере деятельности, то я стараюсь делать каждый день что-нибудь полезное для себя, своей семьи, общества в котором живу. И я верю, что это отражается на мире в целом. Наполняя тем самым мою сферу смыслов. Если в сфере отношений – то вот то, что я понимаю, что близкие мне люди со мной не навсегда – это позволяет мне бережно относиться к ним. Говорить тем кого люблю: «Люблю», не дожидаясь особого случая. Показывать им делами, заботой то, как они дороги мне.
Мне очень нравится фраза Франсуазы Дальто о том, что нужно отвечать детям на вопрос о смерти: «Мы умираем лишь тогда, когда перестаём жить»
За простотой этих слов для меня открывается настоящая глубина, о смысле существования. Смысл жизни – в самой жизни.
Иногда клиенты, особенно если находятся в состоянии глубокой депрессии, задают вопрос: «Зачем жить, если я всё равно умру?»
Я спрашиваю их: «Ради чего вы просыпались ещё сегодня утром? Что заставляет вас жить, если жизнь такая грустная штука?»
Разговор о смерти – это всегда разговор о жизни.
« Чем меньше удовлетворённость жизнью, тем больше тревога смерти» Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия».
Чувство неудовлетворённости, сожаления, безысходности — это спутники чувства страха смерти. В связи с этим на завершающих стадиях терапии полезно задать вопрос: « Что вы сейчас, сегодня можете изменить в своей жизни, чтобы оглянувшись назад, через год или пять лет не испытывать сожаления?». Таким образом, клиент учится принимать ответственность за свою жизнь, за своё будущее.
Одно из упражнений, которое предлагаю своим клиентам, в работе с экзистенциальными вопросами называется «Моё духовное завещание».
Даю его обычно в виде домашнего задания. Во время выполнения данного упражнения происходит своеобразная «ревизия» ценностей.
Упражнение «Моё духовное завещание»
В западной культуре принято составлять завещание ещё при жизни. Но завещать можно не только материальные ценности, а и духовные. Составьте своё духовное завещание, обращаясь к конкретному человеку (сыну, дочери) или же к миру. Оно может быть изменено или дополнено со временем.
И ещё одно упражнение. Оно называется: «Визит благодарности». Это возможность почувствовать на себе исцеляющую силу «волнового эффекта» о котором говорит Ирвин Ялом в книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти».
В данном упражнении затрагивается контекст близких отношений и таким образом на собственном опыте можно узнать, почувствовать, как одна жизнь может обогатить другую.
Упражнение «Визит благодарности»
Подумайте о живом человеке, которому вы очень благодарны, но никогда прежде не выражали этого. Напишите благодарственное письмо.
При желании вы можете потом вручить это письмо адресату лично.
Смерть – это важная часть нашей жизни. Это напоминание о том, что наше существование не может быть отложено. У Ницше есть гениальная фраза: «Будь самим собой». Она встречалась еще у Аристотеля и прошла долгий путь — через Спинозу, Лейбница, Гете, Ницше, Ибсена, Карен Хорни, Абрахама Маслоу и Движение за Развитие Человеческого Потенциала (1960-е гг.) — вплоть до современной теории самореализации.
Понятие становления «самим собой» у Ницше тесно связано с другими положениями: «Проживи жизнь до конца» и «Умри вовремя». Все эти фразы по сути говорят об одном – важно жить! В самом широком смысле этого слова.
Мои пожелания всем, кто дочитал эту статью до конца:
Самовыражайтесь, реализуйте свой потенциал, живите смело и в полную силу, цените жизнь, испытывайте сочувствие к людям и глубокую любовь ко всему на свете. Воспринимайте смерть, как напоминание о том, что жизнь невозможно отложить на завтра, на «потом».
P.S. По теме можно почитать:
- Ф. Дальто «Говорить о смерти» журнал «Отечественные записки» 2013, №5(56)
- С. Кириченко «Уроки неизбежного. Предопределённая и обусловленная судьба», журнал «Позитум Украина» 2009, №3
- Н. Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия» Пер. с нем.-М.: Медицина. 1996.-464с.
- Н. Пезешкиан «Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни» М.: Институт позитивной психотерапии, Пер. с нем. 2007.- 296с.
- В. Франкл «Человек в поисках смысла» Сборник. Пер. с нем. и анг.- М.: Прогресс , 1990. -368с.
- И. Ялом «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» Пер. с анг. –М.: Эксмо, 2011.-352с.
- И. Ялом «Экзистенциальная психотерапия» Пер. с анл. : Класс, 1999. -576с.
irinastukaneva.ru/razgovor-o-smerti/
********************************************************************************