Ловушки и последствия псевдолюбви на примере сказки Андерсена «Снежная королева». 

Ловушки и последствия псевдолюбви на примере сказки Андерсена «Снежная королева». 

Ловушки и последствия псевдолюбви на примере сказки Андерсена Снежная королева Ловушка 1

Алена Блищенко

Ловушка №1.


Заблуждение ледяной Девы – «Любовь возможно «занести», «внедрить» и «заставить». То есть привить насильственно.

Личность Снежной Королевы в бессмертной истории Андерсена – самая таинственная из представленных. Казалось бы, у этой величественной Леди есть всё для вечного благополучия и покоя. Царский престол, могущество, холодное совершенство. Зачем ей Кай? Для чего? Ледяное сердце любить не призвано, не способно, оно живёт иными измереньями и законом. Одновременно с этим ледяная душа не в силах вызывать в горячих сердцах огонь (страх, восхищение, приверженность – это да, но не любовь): пламя (даже сердечное) не соотносится с энергетикой ледяного пространства (оно противоречит ему). Видимо, Ледяная Царица решила попытать неясные для неё, сакральные смыслы в формате собственного пространства. Но почему в свои избранники она выбрала Кая? Ответ на поверхности…

Кай – несформированный подросток, с податливым сознанием, внушаемый, инфантильный. Его нетрудно завоевать, убедить и принудить к тому, что выгодно её царственному величеству. Персональная сущность несложившегося подростка способностями Снежной Девы усыплена, заморожена. Сердце Кая усилиями Царицы остыло. И на арену сказочной истории выходит совершенно иной персонаж, другая личность – с предписанными ему склонностями, миссией и задачей. Сказку продолжает «играть» не живое творение, а суррогат и подмена.

Как вы думаете, уважаемый читатель, может ли причинно-следственная связь подобного алгоритма сделать счастливым кого-нибудь из участников? Ответ очевиден – НЕТ… Игра в «любовь» и подлинная любовь – не то же самое.

Снежная Королева, безусловно, открыла Каю определённые возможности, горизонты. Но вдумайтесь, какую страшную цену заплатил за это литературный герой? Процитирую…

«Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.- Больше не буду целовать тебя, — сказала она. — Не то зацелую до смерти…»

Прежняя жизнь, привязанности, смыслы и ценности были отняты, душа выморожена, а настоящая жизнь остановлена, «выключена»… Остался ли Кай при таком влиянии прежним? Конечно, нет! Персонаж сохранил лишь имя и еле заметную, неясную тень прежнего реального человека…

Затевать и подхватывать такую колдовскую «любовь» опасно. По сути это – это профанация (искажение) священных, небесных ценностей. Последствия которой прискорбны…

Что получила Снежная Королева, не брезгуя своими манипуляциями?

Пластилинового подростка, безропотного пажа, но вряд ли единомышленника, соратника и героя. Удалось ли ей постичь заветное таинство и испытать настоящую, подлинную любовь? Нет! Зато её безуспешный эксперимент загубил чужую душу и сломал судьбу человека, который (слава Автору) всё же не остался навечно оборотнем.

Что в итоге получил Кай, поддавшись иллюзорным, мистическим чарам потусторонней красавицы? Холодную и бездушную вечность – неродственную, неестественную, чужую.

Но самое главное, что читателю открывается по итогам повествования, –  это следующее: фальшивая конструкция по заложенной в неё сути, не имея подлинной, надёжной устойчивости, рано или поздно непременно развалится. Что в общем не удивительно…
Ловушки псевдолюбви на примере сказки Андерсена Снежная Королева Ловушка 2 Заблуждение Кая

Ловушка №2. Заблуждение Кая. «Идеализация = любовь». 

Образ Кая с его ориентацией на ледяную, прекрасную деву и выходом в царство вечного холода кажется мне невероятно иллюстративным в отношении данного заблуждения.

Вспомним, о чём повествует читателю бессмертная сказка Андерсена? Снежная Королева по сути своего образа не способна испытывать горячие чувства. Она выбрала Кая из симпатии и расчёта. Свой выбор она чуть позже гениально претворит в жизнь – это верно. Но если оценивать сказку в целом, исходя из анализа типажей, создаётся впечатление абсолютной органичности сказочного сюжета. Почему конкретный поворот сказки не вызывает читательского сомнения? Предположу следующее: всё просто – Кай заведомо имел склонность к подобным тандемам. С Гердой он чудесно дружил – это правда, но восхищаться, преклоняться и подчиниться он мог лишь женщине, чей образ был для него недостижимо высок, еле уловим, недоступен, будто из другого пространства. И Снежная Королева своим прохладным величием и возрастным превосходством крайне отвечала этому образу. Всё в этой сказке так же, как и в человеческих историях (судьбах), на своих местах, не с бухты-барахты, а по очень веским причинам. И напрасно милая Герда так всполошилась, бросившись на поиски сердечного друга. Кай не нуждался в её спасении, он оказался в Снежном царстве по глубинным внутренним склонностям.

По сути психологических расстановок данного сказочного сюжета Снежная Королева – заместитель холодной матери подрастающего юноши, чьей любви в детском возрасте мальчик был явно лишён и чьё одобрение он надеется заслужить в опосредованной форме взрослых взаимоотношений с женщиной. Застывшая мерзлота – олицетворение его душевной потерянности. Кай согреется, если холодная «мать» приблизит его к себе. Парадокс заключается в том, что холодная дева не способна источать солнечное принятие, лишь некоторое, дистантное приближение. Речь в данном случае о феномене ретравматизации: когда человек, не проработав внутренние проблемы, бессознательно воссоздаёт психотравмирующие обстоятельства детства, с ложной надеждой сыграть сюжет по-другому – результат, тем не менее, повторяется, так как вовлечённые в сюжет люди играют его по характерным для них законам.

Анализируем дальше… Вдумайтесь: мог ли Кай, лишённый материнской любви, испытывать к кому-либо настоящие чувства? Вряд ли, верно?… Как же охарактеризовать то, что влекло его к холодной избраннице?!… Восхищение, идеализация, которые мальчик наивно принял за глубокое чувство, но которые подлинной любовью не являются. Давайте разберём два понятия…

Идеализация и любовь.

В чём схожесть и отличие этих определений? Я отвечу. Идеализация – не что иное, как первая (к слову, вовсе не обязательная) стадия отношений возлюбленных, иными словами крайняя степень влюблённости. Синоним идеализации – обожествление, лакировка. Идеализированный партнёр видится влюблённому в совершенной, нереальной представленности. И, соответственно, додумывается, дорисовывается влюблённым. Таится ли опасность в таком отношении? Безусловно! Помните библейское: «Не возведи себе кумира»? Мудрый афоризм именно об этом – об идеализации, обожествлении кого либо.

Люди – такие, какие есть – живые, несовершенные, из своего «хорошего» и «плохого», по другому не бывает. И любовь в этом случае – зрячая субстанция, единица: любовь не приписывает, любовь знает, но принимает безусловно – таким, какой есть, готовая как к добрым открытиям, так и к трудностям, преодолениям, росту. Идеализация же, рано или поздно столкнувшись с несовершенством придуманного ею образа, не простит его партнёру и уйдёт в другую крайность – тотальное обесценивание – партнёра, отношений, жизни. Вот она ловушка идеализации – застывшее ледяное пространство, в котором нет ничего: ни радости, ни надежд, ни просветлений, ни движения сердца – только вечная мерзлота.

А теперь спросим себя: способна ли Герда вытащить Кая из ледяного царства его души? Говоря откровенно, это сомнительно. Присмотритесь внимательней: девочка сущностно не монтируется в снежное измерение Кая. Сформировавшиеся герои – люди разных, несовместимых пространств. Думаю, достигнув пределов Кая и хорошенько присмотревшись к нему, Герда, наконец, осознает, что так и не нашла своего потерянного героя или, что скорее, когда-то просто сочинила его себе…

История Герды. Любовь или зависимость?

Ловушки псевдолюбви на примере сказки Снежная Королева История Герды Любовь или зависимость

Любовь или зависимость?

Вот и добрались мы до главной героини сказочного сюжета – отчаянной, смелой девочки, бросившей всё, ради поиска и спасения сердечного друга, и доблестно осилившей долгий, опасный путь к своему избраннику.

Преданная и стойкая Герда завоёвывает читательские сердца и вызывает искренние симпатии. По жанровым характеристикам она – настоящая героиня, преодолевшая тяжёлые испытания и победившая магическое заклятие.

Я, как и многие читатели, с уважением отношусь к подвигам бесстрашной, несгибаемой Герды. И всё же, как психолог, вынуждена кое-что констатировать… Приступим к анализу…

Уважаемый читатель, конечно же, помнит, что в повествовании автора родители Герды упоминаются лишь формально, а фактически отсутствуют? Девочку растит бабушка. Она заботится о ней, рассказывает сказки, воспитывает. С бабушкой у Герды очень тесная и тёплая связь. Но маму и папу ребёнку никто по-настоящему не заменит. Номинальное присутствие родителей в жизни девочки оставляет неизгладимый след в её формирующейся душе. След недолюбленности и недопринятия.

В детстве всё переживается проще: Герда не страдает, она ж-и-в-ё-т – дружит, познаёт, увлекается и играет. А дефицит родительского принятия ей с достатком компенсирует большущая дружба с Каем, в которую заложены зачатки зависимых отношений.

Кай для Герды больше, чем друг. Он – единственный. Таким бывает (и призван быть по назначению и сути) родитель. В нём всё – подражание, упование и опоры подрастающего ребёнка. Фигура Кая замещает недолюбленной девочке дефицит родительского принятия. И она невольно врастает в него всем своим существом. Требуя от Кая того же. Герда не сомневается в незыблемых отношениях с Каем: он – не только её защитник, её герой, он – её принадлежность, никому другому своего сердечного друга девочка не уступит. И всё бы хорошо, если бы Кай думал также. Но каждый человек волен выбирать, верно? И Кай, как мы знаем, выбирает другую…

Это читатель заранее осведомлён о том, что делает он это под влиянием магического осколка и будет крайне раздосадован последствиями данного обстоятельства. Но в момент осуществления выбора Кай поступает, исходя из собственного решения. А любая воля призвана вызывать уважение.

Заколдованному Каю ближе не Герда, ему отраднее Королева. И вернее было бы отпустить сердечного друга к той, к кому в данный момент тянется его сердце. Если бы история нашей Герды была про Любовь. Но, как не грустно, вынуждена отметить – эта история про зависимость. Не торопитесь с осуждением, уважаемые друзья. Давайте рассуждать дальше…

Вспомните: что происходит с Гердой в момент потери? Мир рушится, верно? Земля из под ног уходитЖизнь останавливается. (Отмечу: всё это – признаки зависимых отношений, чрезмерной слитности с кем-то.) Идём дальше… Что в этом случае «помогает» реанимировать жизнь зависимого субъекта? Возвращение объекта зависимости, в нашем случае – Кая. А теперь минутку особенного внимания. Для кого и во имя чего Герда возвращает своего Кая? Для себя и во имя собственных интересов. К огромному сожалению… Порыв Герды проистекает не из того, в чём нуждается любимый, а из того, что нужно от любимого ей… При всём уважении к героине…

Я нисколько не умаляю роль и качества легендарного персонажа! Гениальный сказочник, на мой взгляд, в лице пламенной героини деликатно изобразил прототип почти любого из нас. Ну, скажите: кто в нашем мире способен на истинную, глубокую любовь-уважение? Единицы… Все остальные – приверженцы собственнического чувства – любви-присвоения, любови-владения. Но любовь ли это в подлинном понимании слова?!… Сомневаюсь…

Экзистенциальные возможности Кая.

Мне думается, что Кай (перерасти он себя-вчерашнего и оцени своё положение, как положение пленного) способен к самостоятельному освобождению от оков. Ну, не безвольное же он существо? Сторонняя помощь для истинного мужчины оскорбительна. Это не даёт ему возможности вырасти из мальчика в мужа. Чем в случае избавления от чужой магической власти отличается Герда от Королевы? Пришла, отняла и присвоила?!… А где во всём этом Кай?!… Треугольник Карпмана в аллегорическом воплощении: Жертва – Преследователь – Спасатель. И так – по вечному кругу… А этот треугольник, как известно, являет собой не что иное, как модель зависимых отношений… О чём я, собственно, и толкую… Не подлинно любовных – зависимых…

Уважаемый читатель, конечно же, согласится – нельзя никого осчастливить против собственной воли, насильственным образом. Как это делает Королева, коварно обманув своего избранника, заморочив его сознание, сбив с толку. Но сердечная подруга из детства по наивности пытается сделать то же: внедриться и вытащить, увести, избавив от того, что стало для Кая своим. Как бы грустно это не казалось со стороны…

Экзистенциональные возможности Герды.

Что же в данном случае делать Герде? Как поступить? Стоило бы, наверное, подождать, оставаясь открытой к взаимодействию, быть рядом, верить в священную природу человеческой дружбы, благословляя сердечного друга на любой, лучший для него выход, уважая и принимая всякое решение любимого человека. И кто знает, может, однажды Кай опомнится и сделает свой осознанный выбор в пользу любимой девочки?!…

Любовь или зависимость?

В подлинном чувстве, на мой персональный взгляд, много осознанной мудрости, уважения и свободы. Такой священной любовью любит, полагаю, Создатель. Он предлагает, показывает, но не продавливает насильно. Потому что верит в своё творение и умеет ждать результатов. Взращивая и спасая тем самым человеческие сердца.

Помните известную притчу про бабочку? Как путник, пожалевший несчастную куколку, помогает ей выбраться из кокона, не дождавшись её естественного рождения, облегчив другому (из лучших побуждений) муки его собственного рождения? Что стало с бабочкой из этой истории? Она навсегда утратила способность  к полётам. Может ли быть что-либо чудовищней подобного результата?!… Видите к чему приводит навязанное спасательство? К вечному положению жертвы – несостоятельности, незрелости того, кого ты, якобы, любишь. У каждого в этой жизни свой экзистенциальный путь преодолений и роста, и облегчать его поверхностно, значит не дать другому вырасти и приблизиться к Богу.

Экзистенциальные знаки истории.

Пойдём дальше… Вспомните, сколько раз дорога к Каю останавливала Герду? Множество… Бесчисленное количество… А Герда всё-таки упрямо следовала вперёд, к поставленной цели, ни разу не задумавшись о том, что данные знаки в определённом смысле ни что иное, как диалог с самой жизнью. Человеческая судьба разговаривает с нами посредством наших трудностей, испытаний. Не стоит наглухо закрываться от таких сакральных бесед. Важно напротив – быть крайне внимательным к этим знакам. Жизнь бережно относится ко всем своим участникам и героям. Её подсказки стоило бы расслышать. Как? Очень просто! Непрестанно задавая себе вопрос: о чём нам сообщает то или иное событие, для чего оно произошло в нашей жизни, на какие выводы нас наводит? И внимательно, природой своей души постигать искомые сущностные ответы. Вопросы у всех похожи, а ответы у каждого участника жизни непременно будут свои. Процесс осмысления подобных вопросов и называется осознанным отношением к жизни. В этом случае человек «просыпается» и «включается» в процесс сотворчества собственной истории совместно с провидением, Богом, реагируя на то, что с ним происходит, исходя из глубинных внутренних осознаний, а не чужого влияния или примитивной инерции.

Возможные альтернативы истории.

Как думаете, может Герде стоило бы остаться в чудесном саду приютившей её доброй волшебницы из первой сказочной встречи на пути к Каю? Из Герды получилась бы замечательная Фея цветов. И эта была бы совсем другая история… Об отдельных, персональных дорогах маленьких ребятишек, бывших друзей, прошедших сепарацию детских зависимых отношений. Их любовь в случае дальнейшего допущения (ведь зависимость можно перерасти) была бы, во истину, совершенна: если Кай в глубинах своей души, действительно, любит Герду и сумеет вырваться из Снежного Плена, он (как подлинный мужчина-завоеватель) ринется на поиски возлюбленной, одолеет все препятствия и найдёт свою подругу ещё более целостной, состоявшейся и прекрасной. Какой многообещающей была бы эта история…

Андерсен – гениален и очень мною любим! Но в перспективы спасённого Гердой Кая я категорически, просто убеждённо не верю! Только представьте, как вырастил Герду её героически трудный и долгий-предолгий путь? Герда на выходе из сказки и Герда в самом её начале – две различные героини. И герои этим женщинам полагаются разные – соответствующие их личностным характеристикам, свойствам. Кай в своём замороженном царстве сильно не изменился, верно? И ни капли не вырос. Он всё тот же поверхностный, слабый мальчик, на воспитании сильной женщины. Что он может предложить теперешней Герде, уповающей на достойного Рыцаря и Героя? Слабую руку и невыросшее плечо? Но у Кая, как у каждого из живущих (почти в любой ситуации) есть свои золотые шансы – превозмочь тяжёлые обстоятельства, перерасти себя-теперешнего и отправиться дальнейшей персональной дорогой обретений и поисков. Кай должен вырасти, пройти свой путь и тогда… Пожелаем ему удачи!

За Герду же я спокойна: всё, о чём мы здесь пишем, эта умная девочка непременно осилит самостоятельно, мудро выбравшись из любого сюжетного поворота. Учитывая написанное, предположу, в связи со сказанным, следующее: совершив своё непрошенное вторжение, Герда по-сестрински навестит (увидит – не уведёт) своего заветного друга, уточнив его положение (всё ли с ним нормально?; в порядке ли он сейчас?) и, выразив Каю свою вечную сопричастность, покинет пределы чужого владения. Хочется, чтоб Герда подарила Каю свободу и самостоятельные шансы на выбор, а не готовое решение и плечо… Это было бы лучшим – ресурсным выходом для всех героев истории: для Герды, для Кая и для зачинщицы этой снежно-сложной баталии – таинственной Королевы…

 

**************************************************************************

Запись на индивидуальные сессии  и консультации

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *